Найти тему
Электрогазета

В Башкирии машиностроители не спешат вкладываться в обучение кадров

Это выяснилось после одного из семинаров в Туймазинском индустриальном колледже, куда помимо туймазинских съехались машиностроители Октябрьского и Уфы. Директор научно-производственного предприятия «ДериаГрафикс» (Москва) Сергей Дорофеев опросил производственников и выяснилось, что они даже не слышали о российском компьютеризированном сварочном оборудовании, которое производит эта компания. Тратят сумасшедшие деньги на импортные комплектующие аппаратов, производители которых покинули российский рынок. Даже начинающих сварщиков у машиностроителей переманивают гиганты «Росатом», «Ростех», «Роснефть».

А куда ты денешься в 25 лет, если тебе вместо 55 предложат 100 тысяч рублей в месяц. Дефицит сварщиков такой, что корпорации переманивают даже начинающих и обучают на своих учебно-производственных полигонах. Они в них вложились.

— Во многих колледжах оборудование 70-х годов, — говорит Дорофеев. — Мастера не умеют варить на современных аппаратах. Еще в рамках программы «Ворлдскилз» на федеральные гранты мы поставили в ссузы России 1000 компьютеризированных сварочных аппаратов. Можем и в Башкирию, научим на них работать, будем менять компьютерные модули, приспосабливать к местным условиям. На заводах таких устройств мало. Импортные влетают в копеечку. Не хватает сварщиков.

Кстати, программа-смычка между колледжами и предприятиями «профессионалитет» воплощена только в Уфимском машиностроительном колледже. Там за 274 миллиона рублей федеральных, республиканских и средств завода УМПО отгрохан современный учебный комбинат. Уфимские моторостроители решили проблему с кадрами. И на этом профессионалитет в Башкирии закончился. Почему? 90 процентов машиностроителей не слышали о нем. Купить хотя бы аппаратик за полтора миллиона рублей и поставить его в соседнем колледже, обучить там сколько нужно кадров, не спешат.

— Мы в год выпускаем всего 75 технологов и сварщиков, — обратился к производственникам директор Туймазинского индустриального колледжа Олег Гайсин. — Но вы уже запросили у меня в четыре раза больше. А ведь утечка кадров в корпорации только усилится. Вкладывать средства хотя бы в какие-то учебно-производственные участки в ссузах не хотите. Что же вы будете делать завтра? Как вы собираетесь наращивать объемы продукции без рабочих и отечественного оборудования?

Когда гости семинара при демонстрации российского сварочного аппарата увидели, что на нем можно варить все, что угодно, при любых компьютерных режимах, то попросили протестировать его в своих цехах. Не вопрос, сказал Сергей Васильевич. Здесь хотя бы забрезжил лучик надежды.

Но главное, давно забытый целевой договор, когда студент колледжа, завод, куда он пойдет работать, и сам колледж связаны обязательствами, забыт. Гайсин предложил его заключить, но никто не хочет оплачивать колледжу 180 тысяч (стоимость обучения молодого специалиста за год). Вместе с тем от машиностроителей прозвучало предложение, мол, а можно мы на вступительных экзаменах в колледж будем принимать участие в отборе кандидатов в студенты? Интересно? Хотят лучших, но без вложений в их подготовку. Хорошо, отобрали, парень оформил трудовую книжку, прошел аттестацию на заводе и вот кадровик корпорации предложил ему 70 тысяч в месяц даже на этапе стажировки и все. Гуд бай, родной край.

Еще нюанс: возраст многих рабочих после окончания колледжа — 17 лет. Как такого в штат зачислишь и за станок поставишь. Но здесь вопрос к законодателям.

Почему сегодня практикантам можно изготавливать детали для «оборонки» (а это факт) быстро и хорошо, а вот устроиться на завод с трудовой книжкой, как все, нельзя. А в войну 13-летним, подложив под ноги ящики, можно было делать снаряды? Или прирост населения в России увеличился в три раза?

Страну пытаются раздавить экономически, разделить, а у нас в каждом законе то туман непроглядный, то черная дыра.