Один из естественных процессов взаимодействия между людьми– слияние. Оно помогает нам устанавливать контакт, сопереживать, идентифицировать себя с определённой группой, проживать моменты наивысшей степени близости. В процессе нашего развития это необходимый этап. Слияние с матерью становится залогом выживания грудного ребёнка. Кроме того, помогает нам адаптироваться в среде.
Противоположный процесс слиянию – это сепарация. Сепарация - это отделение одного целого организма от другого. Сепарация в психологии – это отделение о матери. В подростковом возрасте – это отделение от семьи, т.е. родителей. Важный процесс гармоничного развития ребенка и взросления человека – ‘ появление собственного мнения, самостоятельности. Если этого не происходит, то у человека существует только “мы”, никаких “я”. Следовательно, нет собственных желаний, ему сложно отстаивать свои границы, самооценка занижена. У такого человека возникают сложности в построении нормальных отношений, чаще всего это созависимые.
Первопричина постоения такой коммуникации – отношение матери к ребенку. Какое это может быть отношение?
Мать, которая находится в слиянии, пытается все решить за ребенка. Между детьми и матерями существует очень сильная связь. Матери кажется, что она понимает желания своего ребёнка, а тот, в свою очередь, соглашается с её мнением и не пытается что-то делать по-своему.
Тревожная мама – останавливает ребенка от опыта. Посыл: «Это не делай, я лучше знаю». Родители понимают, что окружающий мир таит в себе различные опасности и стараются контролировать поступки ребёнка.
Неуверенная мать – ищет подтверждение в социуме, что она хорошая мать. Постоянно нужно что-то вкладывать в ребенка. Ему нужно быть сильным, красивым, умным. Не дается возможность ребенку переваривать свои процессы
Контролирующая мать. Запрещает процесс исследования. Ребенок должен быть предсказуемым. Не реализовалась сама, хочет впихнуть в своего ребенка все. Посыл: «Делай это или то».
Только когда человек почувствует себя отдельным, тогда возможно построить гармоничные отношения. Процесс сепарации – это второе рождение.
Сепарация проходит ряд этапов. Полная сепарация предполагает отделение от родителей на каждом этапе.
Физическая сепарация. Первый и важный момент, это родовое отделение. Базовые интенции приобретаются через боль.
Эмоциональная сепарация – отделение своих эмоций от эмоций родителей. Свои переживания отделяются от мамы. Например, ему не нравится шапка, которую предлагает мама и он противится её надевать. Если этого не происходит, то ребенок пытается угодить из страха тревоги (или из-за других болезненных переживаний) и присоединится к эмоциям мамы. Тогда сложно идентифицировать свои потребности. Например, ребенок присоединяется на физическом уровне, в туалет ходит в одно и тоже время с мамой.
Ценностная сепарация. Формируются свой взгляд на жизни, свое окружение и ценности, умение предъявлять себя. Ребенок не боится перечить взрослым. Подросток формирует и свои возможности. Здесь важно родителю слышать ребенка. Во взрослой жизни - сам себе определяю и “выставляю” оценки, сам оцениваю окружающий мир, на основе личных “разработок”, как правильно и как неправильно.
Функциональное отделение. Человек научается принимать решение, брать ответственность на себя. Появляется готовность согласиться или не согласиться с чужим мнением. Ребёнок способен самостоятельно позаботиться о себе. Он может купить еду, приготовить себе обед, постирать одежду. Во взрослой жизни - сам себя обеспечиваю.
Конфликтная. У ребёнка и родителей свои взгляды на жизнь и они не совпадают. Есть ли возможность конфликтовать в семье? Мать не отвергает ребенка, когда возникает конфликт. Способность отличаться и отделяться от папы с мамой или их заместителей без чувства вины за это.
По каким признакам можно определить, что отделение от детского опыта не произошло и события прошлого продолжают влиять на настоящую жизнь?
Допускаете к себе пренебрежительное отношение, неуважение, насилие. Считаете себя часто виноватым.
Вы подстраиваетесь под окружающих. У вас есть тревога, что вы не понравитесь людям таким, какой вы есть.
В вашей жизни повторяются одни и те же сценарии, которые вас не устраивают. Например, строите отношения с определенным типом мужчин.
Часто просите совета, сомневаетесь в своих решениях.
Зависимы от оценок, эмоций других людей. Например, если у близкого человека плохое настроение, то вы чувствуете ответственность за это, как будто вы напрямую или косвенно к этому причастны.
Постоянно нуждаетесь в признании, много делаете для этого и все равно получаете в недостаточном количестве.
Выражено чувство долга перед родителями, который мешает полноценно жить.
Не умеете отказывать людям и чувствуете, что они этим пользуются.
Если вас тревожат перечисленные признаки, то я могу вам разобраться. Работа с психологом помогает справиться с прошлым опытом и возвращает лёгкость.
Психолог, гештальт-терапевт Светлана Шагина
т.79130964379(W.App)
Автор: Шагина Светлана Анатольевна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru