Одной из важнейших функций кинематографа является отражение и запечатление реальности. Кинематографисты, часто даже не осознавая что именно и почему они снимают, постоянно создают кино, которое становится памятником своего времени.
Сейчас объективно очень многое происходит. Мир меняется у нас на глазах. Так что же об актуальном настоящем и ближайшем будущем говорит нам кино? Одно из главных его утверждений - это необходимость изменить или умертвить элитаризм.
Аналитики говорят о том, что существование элитарных прослоек общества, кажущееся нам сегодня нерушимым и абсолютно естественным, может быть смещено в сторону эгалитаризма - социальную систему, где все члены общества имеют равные права и возможности.
Отсюда в кино огромную популярность получили так называемые "комедии нравов". Невозможно было не заметить как много в последние годы было снято фильмов, откровенно высмеивающих образ жизни богатых и влиятельных людей. "Паразиты" 2019 г., "Белый лотос" 2021 г., "Треугольник печали" 2022 г., "Меню" 2022 г. - лишь малая часть таких сатирических проектов.
Где критика элит, там неизбежно появляются истории о столкновении бедности и богатства. В современном социальном дискурсе частенько всплывает идея, что богатые люди - а точнее корпорации и финансовые организации, которыми они владеют - превратились в новую прослойку аристократов, эксплуатирующую остальное население. Прямо сейчас во Франции люди бастуют против повышения пенсионного возраста и говорят: "Повысьте налоги супербогатым, а не выуживайте копейки у нас".
В кино это столкновение больших масс людей, не имеющих возможности вести финансово свободный образ жизни, с маленькой прослойкой влиятельных элит выливается в проекты вроде "Игра в кальмара" 2021 г., "Бесконечный бассейн" 2023 г., "Охота" 2020 г., "Прощенный" 2021 г. и пр.
Все эти фильмы в той или иной форме рассуждают о том, что сверхбогатые превратились в подобие богов, легко и безнаказанно способных играть не только с жизнями людей, но в конечном итоге уничтожить всю планету.
При этом практически все эти проекты свергают всемогущество элит, демонстрируя, что если они будут продолжать придерживаться привычного им распорядка, то их ждет неминуемый крах. Причем крах произойти может не только из-за того, что стоящие внизу взбунтуются, как в "Джокер" 2019 г., но и потому что они сами утратили жизнеспособность. "Не смотрите наверх" 2021 г., например, громко высмеял богоподобность властных элит, убежденных в том, что деньги и влияние смогут уберечь их от любых неурядиц.
Рассуждения о том, что деньги дают людям не только власть, но и превращают в богов - тоже очень распространенный аспект в сегодняшнем кино. Такие сериалы как "Загрузка" 2020 г., "Консультант" 2023 г., "Экстраполяции" 2023 г. и пр. подчеркивают, что богоподобных людей не может никто и ничто остановить - они должны сами понять, что впереди их ждет тупик.
Не говоря уже о том, что современное кино частенько подбрасывает зрителям истории, доказывающие, что существующее по старым правилам общество легко может быть уничтожено "варварами". "Квадрат" 2017 г., "Прощенный" 2021 г., "Не говори никому" 2022 г., "Хищники" 2022 г. - не просто демонстрируют такие сценарии, но и внушают идею неизбежности такого развития событий.
А критика колониализма, совмещенная с беспокойством об экологии, прослеживается в самом разном кино - хоть в приключенческом "Аватар: Путь воды" 2022 г., хоть в артхаусном триллере "Мучения на островах" 2022 г.
В этом контексте любопытен сериал "Корона" 2016-2022 г. Он рассказывает о жизни одной из самых элитарных семей в мире - британской монархии. Проект не выглядит жесткой критикой, созданной для разоблачения и уничтожения королевской семьи. Наоборот, он довольно ярко и однозначно демонстрирует механизм выживания для элит - чтобы не умереть, чтобы сохранить стабильность и благополучие, нужно постоянно идти на уступки "массовой воле". Королевская семья отказалась от монополии власти, отказалась от множества привычных и удобных для себя правил, но выжила и сохранила внешне мало отличимый от прежних времен стиль жизни.
Сегодня такие гиганты как Apple и Amazon пачками снимают проекты, которые по сути критикуют сами себя. Перейдет ли самокритика и самоосмысление к реальному переустройству элитаризма в пользу эгалитаризма - увидим. В кино и в реальности ближайшего будущего.