Эта статья адресована православным христианам, которые ходят в храм, исповедуются и причащаются. Я православная христианка, и меня смущают церковные реформы, насколько они допустимы, и где уже начинается обновленчество. Много лет я ходила и хожу в храм, всё это время правила подготовки ко Святому Причащению для меня не менялись.
Если кратко, перед Причастием обязательно положено говение (кроме Светлой седмицы и Святок), чтение трёх канонов накануне Причастия (кроме Светлой седмицы). Также читается последование ко Причащению. Перед Причастием необходима исповедь - вечером или утром, перед Литургией. Всё это записано в православном молитвослове, и известно всем верующим. Однако на некоторых приходах появились свои правила ко Святому Причащению, чего не было раньше. Вам не кажется странным? Церковь одна, а правила разные. Откуда ветер дует?
Реформы подготовки ко Святому Причащению входят в программу литургических реформ в Русской Церкви, которую подготовил ещё в 2011 году реформатор о. Димитрий Карпенко, друг сектанта Георгия Кочеткова. В 2012 году он выступил с докладом "Подготовка к причастию: канонические нормы и практика Поместных Православных Церквей".
"В программу литургической реформы, предлагаемой о. Карпенко, ... входит обязательное Причащение за каждой Литургией, отмена трехдневного поста перед Причастием, упразднение Исповеди перед Причастием. По неизвестным основаниям он отменяет чтение трех канонов и узаконивает только Правило ко Св. Причащению" https://antimodern.ru/programma-liturgicheskih-reform-v-russkoj-cerkvi/
РПЦ в целом программу не одобрила. Так, например, о чтении трёх канонов пишут в документе "Об участии верных в Евхаристии" от 2015 года, с официального сайта РПЦ: " Неизменной частью молитвенной подготовки является Последование ко святому причащению, состоящее из соответствующего канона и молитв. Молитвенное правило обычно включает в себя каноны Спасителю, Божией Матери, Ангелу Хранителю и другие молитвословия (см. «Правило готовящимся служити, и хотящим причаститися Святых Божественных Таинств, Тела и Крове Господа нашего Иисуса Христа» в Следованной Псалтири). Во время Светлой седмицы молитвенное правило состоит из Пасхального канона, а также канона и молитв ко Святому Причащению" http://www.patriarchia.ru/db/text/3981166.html.
Но трещина в литургическом единстве появилась. Интернет теперь предлагает иные правила подготовки. Сегодня я зашла на сайт "Азбуки веры", и прочитала там другие правила подготовки ко Святому Причащению. Пишут, что три канона читать не обязательно, несколько дней поста для прихожан тоже не нужны. Только в отдельных случаях нужен пост. В принципе, я такое уже слышала, даже более либерально: https://youtu.be/YnNqEqgDup4 В этом видео священник откровенно упраздняет подготовку к великому Таинству. Как тут не вспомнить случай в Сербии. "Один епископ-обновленец, собрав всех священников и настоятелей монастырей своей епархии, строго приказал им: «Вы должны причащать всякого, кто подойдет ко Святой Чаше и разинет рот»... отец Петр Денковацкий ... спросил епископа-обновленца: «Преосвященный, у меня возле монастыря пасутся волы, надо ли мне причащать и вола, который придет и разинет рот?» Владыка разгневался, но абсурдность его приказания стала всем очевидна". https://gazeta-pkrest.livejournal.com/316723.html
Но я надеялась, что реформаторство у нас не пройдёт. А оно прошло и прижилось на некоторых приходах. Оказывается, в Сербии такое реформаторство случилось раньше. "Причащение верующих без должной подготовки к Таинству, ежелитургийное Причащение и отмена обязательной Исповеди были первыми реформаторскими шагами в СПЦ, за которыми последовало уже введение литургических новшеств. И к чему это привело? Наша Церковь глубоко разделена, большинство верующих духовно расслаблены и дезориентированы, ереси укрепились, влияние Ватикана на Патриархию в Белграде усилилось, возникла перспектива (не дай Бог!) серьезного раскола, и вот – у нас отнимают наше сердце, земное Отечество – Косово и Метохию..." https://gazeta-pkrest.livejournal.com/316723.html У них Косово и Метохия, у нас Украина.
В некоторых приходах России тоже введено ежелитургийное Причащение. Недавно общалась с одним таким человеком, который причащается каждую Литургию, и не он один. У нас, говорит, батюшки благословляют прихожанам ежелитургийное Причащение. Это вполне соответствует реформе О. Карпенко: "О. Карпенко устанавливает для Вселенской Церкви следующий закон: Причастие православного христианина, совесть которого не отягощена смертными грехами, за каждой литургией является канонической нормой Церкви, отступление от которой чревато отпадением от Церкви. Его не смущает, что такого обычая нет в Православной Церкви уже много веков, и что, таким образом, о. Карпенко угрожает отпадением от Церкви многим Святым, прославленным Церковью" https://antimodern.ru/programma-liturgicheskih-reform-v-russkoj-cerkvi/.
В других приходах бывает Причащение без исповеди на Рождество и Пасху. В журнале "Фома" теперь пишут: "на Пасху и во время светлой седмицы в храмах не совершается исповедь: плачу о грехах просто нет места" https://foma.ru/tochno-li-na-svetloj-ne-nuzhno-ispovedovatsja.html. Но ведь плачь о грехах всегда спасителен, тем более, что человек обычно приходит с написанными на листочке грехами, а грех уже оплакан в душе, и надо только получить разрешение от грехов на исповеди. И тут, раз, не положено, мы радоваться пришли, а ты лезешь со своими грехами. В нашем храме года два назад тоже перестали исповедовать на Пасху и Рождество, с тех пор, как новый батюшка пришёл на наш приход. Поэтому мало кто на эти великие праздники у нас теперь причащается. А первый раз, когда это случилось, причастился на Рождество только один человек. Для нас это был шок. Теперь мы адаптировались, кто как смог. Я, например, в Чистый четверг причащаюсь, вместо Пасхи.
Без исповеди как-то страшно, я каждый день грешу, а вы? "Важнейший исторический памятник раннехристианской письменности «Учение 12 апостолов» или по-гречески «Дидахе», говорит: «В день Господень (то есть в день воскресный. – о. П.Г.), собравшись вместе, преломите хлеб и благодарите, исповедавши наперед прегрешения ваша, дабы чиста была жертва ваша. Всякий же, имеющий распрю с другом своим, да не приходит вместе с вами, пока не примирятся, дабы не была осквернена жертва ваша; ибо таково наречение Господа: на всяком месте и во всякое время надлежит приносить Мне жертву чистую, ибо Я Царь великий, говорит Господь, и имя Мое чудно в народах» (Дидахе, 14). И еще: «В церкви исповедуй грехи свои и не приступай к молитве своей с дурной совестью. Такой путь жизни!» (Дидахе, 4).https://pravoslavie.ru
Но вернёмся к Сербии, вступившей на путь реформаторства раньше нас, чтобы понять, что же нас ждёт, если реформаторство в РПЦ приживётся. "Нельзя сказать, что сегодня в СПЦ много различных норм подготовки к принятию Святых Таин. У нас есть только, условно говоря, два варианта: практика тех, кто готовится в соответствии с вековыми традициями нашей Церкви, так, как это делали все наши Святые Отцы; и другой вариант – практика обновленцев, у которых полный беспорядок в этом вопросе... Кто-то из них соблюдает трехдневный пост, кто-то не постится и дня, а есть и такие, которые не воздерживаются от пищи даже утром перед Таинством. Некоторые обновленческие священники приобщают детей после завтрака. Один ныне уже покойный протоиерей, дважды избиравшийся деканом Богословского факультета Белградского университета, экуменист и обновленец, в своем храме в Земуне служил Литургию Преждеосвященных Даров во второй половине дня и причащал людей, которые вкушали пищу после полуночи... Молодые монахи, за редким исключением, склоняются к модернизму, полагая, что вполне допустимо идти путями, неутвержденными опытом духовных предшественников, но предложенными пастырями «новых» взглядов. У обновленцев, между тем, нет даже квази-духовников, потому что они – ненавистники духовничества, которое в их епископоцентричном учении рассматривается как некий антипод епископскому чину" https://gazeta-pkrest.livejournal.com/316723.html. Таковы печальные последствия реформаторства в Сербии. А также трагедия с Косово и Метохией.
Думаю, что и у нас события на Украине, в Киево-Печерской лавре не случайны. Скорее всего, это следствие нашего духовного упадка, в том числе и подобных реформ, делающих принятие Святых Таин чем-то обыденным, не требующим очищения души в покаянии.
Уважаемые читатели, напишите ваше мнение по поводу этой реформы.