Найти тему
rndm_seresha

Развитие технического бренда и DevRel, с чего начать

В этой заметке поделюсь мыслями, что такое деврел и какой подход к задаче по тех бренду можно выбрать. Далее уже идет стратегия и тактика, про это поговорим отдельно.

И так,

 1. DevRel-сфера очень молодая, как во всем Мире, так и у нас в России.
 2. Видение DevRel у многих компаний и экспертов может различаться.
 3. DevRel работает на разные задачи: HR-бренд, развитие внутренней инженерной культуры, технический евангелизм, HR-маркетинг и задачи рекрутмента.
 4. Функция DevRel может находится в техническом департаменте, напрямую под CTO, в команде HR-бренда, в маркетинг, PR-командах, даже напрямую под рекрутментом.
 5. В DevRel приходят с самым различным профилем, что определяет фокус, подходы и методологию сотрудника, который создает DevRel у себя в компании.

Советую почитать частное исследование (за 2021 год и за 2023 год) Евгении Голевой, там она очень здорово рассказала про портрет отечественных деврелов и их функционал.

Пару лет назад слышал такой тезис, что в России DevRel чаще всего ассоциировали с HR-marketing функцией которая работает на цели рекрутмента, прежде всего на воронку и скорость закрытия вакансий. В отличие от наших зарубежных коллег, которые определяли цель DevRel’а в развитии инженерной культуры и технического евангелизма.

Еще одна полезная мысль, для понимания что делать с DevRel'ом в компании — идти от запроса заказчика.
Кто дает деньги.
Например, когда приходит СТО и говорит, что нам нужно развивать инженерную культуру — это очень здоровый и зрелый подход, тогда мы будем иметь сильный драйвер = ресурсы и возможности для развития направления. Скорее всего, здесь захотят увидеть фокус на культуру внутри, крутые тех. PR-инициативы во вне про свою компанию, чтобы гордиться и радоваться. Далее сильных и крутых кандидатов на собесах. И всё то, что придет в голову технической команде, а они ребята творческие.

Второй случай, если HRD / HR VP говорит, что в основе наших KPI / OKR «стать IT-брендом №1 для аудитории», под этим мы понимаем, что это будет фокус на связку с HR-брендом, или в более узком понимании, с рекрутментом. Поэтому основными целями будут профильные рейтинги, целевые показатели карьерных соц сетей, площадок, и далее по рекрутмент-метрикам (зависит от их болей), набросал на свой вкус:
 • рейтинг ЭКОПСИ +Хабр (место в рейтинге и рост)
 • рост упоминания в профильных СМИ
 • рост подписчиков в соц сетях компании
 • количественные и качественные показатели каждого проекта (охват, обратная связь, ROI)
 • рекрутмент метрики (воронка (?), скорость закрытия вакансий (?), уменьшение # отказов от офферов (?))
 • внешнее и внутреннее исследование IT-бренда

Все индивидуально, тему метрик и задач можно разгонять.

Есть еще более экзотические команды, когда DevRel находится в команде маркетинга или внешних коммуникаций, здесь приоритеты специалиста определяются внешней маркетинг / PR стратегией. На своем опыте не сталкивался с таким сетапом, только проходил собеседование в российскую IT-компанию, где была такая структура. Возможно, это жизнеспособная структура, но если посмотреть на TOP-рейтинг работодателей, то (в из них) мы видим, что задачи по развитию технического бренда находятся или в HR или под CTO.


Приятно видеть, что бизнес все больше видит в этом ценность и само сообщество активно развивается, поэтому оставлю ссылки на популярные DevRel-комьюнити:

Закрытый чатик в тг: DevRel Community
DevRel ALL
Это работа для DevRel’a