Найти тему

Имя Бога: Иегова или Яхве? (вопрос огласовки) Часть 3

Часть 3. Два основных дискуссионных вопроса...

1) "Иегова" - огласовка от "адонай"?
2) В какой форме в Имени стоит глагол "быть"?

1) "Иегова" - огласовка от "адонай"?

"Вопреки распространенному мнению, имя ЙХВХ как таковое не было вытеснено из письменного текста Библии. На самом деле согласные, составляющие имя ЙХВХ, встречаются в еврейском тексте Писаний около 6828 раз.

А что можно сказать о гласных?

Правда ли, что они принадлежат слову Адонай? Чтобы разобраться в этой проблеме, нам следует рассмотреть практику древних переписчиков, называемую кере-кетив, «читаемое (кере) и написанное (кетив)». Кере-кетив встречается в тех случаях, когда определенное слово в Библии пишется одним способом (кетив), но примечание на полях библейского текста указывает, что читать его следует так, будто оно написано иначе (кере). Для примера: в Бытие 8:17 мы находим слово хоце (הוצא, «выведи»). В рукописях Библии над этим словом стоит пометка в виде маленького кружочка, которая отсылает читателя к примечанию на полях, где сказано «היצא קרי» – «читай хайце». Так, хоце записано в Библии с буквой вав, но примечание на полях требует читать его хайце – с буквой йод. Как и во многих случаях появления кере-кетив, примечание на полях не меняет смысл стиха, поскольку слова хоце и хайце оба означают «выводить, убирать».

Так зачем тогда читать слово иначе, если это не меняет смысла? Очевидно, многие кере-кетив образовались в то время, когда храмовые переписчики сравнивали между собой две или три древних библейских рукописи. Они находили небольшие разночтения между рукописями и оставляли одну форму слова в основном тексте, тогда как другую записывали на полях. Практика кере-кетив напрямую касается вопроса о Божьем имени, поскольку форма кетив всегда записывалась в основном тексте с гласными от кере – формы читаемой.[2] В вышеприведенном примере слово записывалось הַוְצֵא – с согласными от хоце (הוצא) и гласными от хайце (היצא)! Аргумент касательно Имени как раз и состоит в том, что ЙХВХ содержит согласные Имени, но гласные от Адонай, и это преподносится как факт в каждом учебнике древнееврейского языка и при любом научном обсуждении Имени.

Этот академический консенсус натыкается на две трудности. Первая заключается в том, что во всех остальных кере-кетив слово, которое должно читаться иначе, отмечено в библейских рукописях кружочком. Этот кружочек служит ссылкой на поля, где читатель найдет примечание «читай так-то и так-то». В случае с Именем мы также ожидали бы найти кружочек над словом ЙХВХ, отсылающий нас к полям с примечанием «читай Адонай». Но ни одной такой ссылки не существует! ЙХВХ встречается в еврейском тексте 6828 раз, но ни разу не помечено как кере-кетив – ни кружочком, ни примечанием на полях. В ответ на это возражение ученые заявляют, что ЙХВХ – это так называемое кере перпетуум. Они утверждают, что в словах, которые всегда должны читаться не так, как написаны, пометка опускалась переписчиком. В случае с остальными кере перпетуум пометка переписчика иногда встречается, а иногда опускается для краткости. И в Писании нет ни единого примера кере перпетуум, когда слово, читаемое отлично от написанного, ни разу не сопровождалось бы пометкой. Если мы захотим отнести имя ЙХВХ к кере перпетуум, оно будет уникальным в данной категории кере-кетив, поскольку переписчики никогда не отмечали его фразой «читай Адонай». Ни разу из всех 6828 мест.

Другая проблема с утверждением, будто ЙХВХ имеет при себе гласные от Адонай, заключается в том, что это просто-напросто не так! Слово Адонай (אֲדֹנָי) содержит гласные а – о – а (хатаф патах – холам – камац). И напротив, имя ЙХВХ пишется как יְהוָה – с гласными е – – а (шва – нет гласной – камац). Теперь вспомним, что во всех других случаях кетив в основном тексте Писаний имеет гласные от кере, в то время как само кере записано на полях библейской рукописи вовсе без гласных. Но ведь разница между гласными ЙХВХ и Адонай очевидна! ЙХВХ написано как ЙеХВаХ (יְהוָה), но с гласными от Адонай оно бы выглядело ЙаХоВаХ (יֲהוָֹה)!

-2

Как же случилось, что научное большинство упустило из внимания эти фактические доказательства? До недавних пор печатники библейского текста свободно модифицировали имя ЙХВХ. Во многих печатных изданиях еврейских Писаний ЙХВХ вообще набрано без гласных, тогда как в других изданиях оно и впрямь набрано как Йаховах – с гласными от Адонай. Но стоит нам свериться с самыми ранними полными рукописями Писаний, и мы убедимся, что ЙХВХ пишется там как ЙеХВаХ. Именно так имя ЙХВХ представлено в рукописях Бен Ашера (Алеппский и Ленинградский кодексы [3]), где сохранился наиболее точный полный текст Писаний. Современные печатные издания, которые точно воспроизводят древние рукописи, такие как Biblia Hebraica Stuttgartensia (BHS) и Hebrew University Bible Edition (HUB), также содержат форму ЙеХВаХ. Сегодня у нас нет необходимости полагаться на эти печатные издания, поскольку важнейшие библейские рукописи опубликованы в виде офсетных изданий с фоторепродукциями реальных страниц. На этих фотографиях ясно видно, что имя ЙХВХ последовательно пишется ЙеХВаХ, а не с гласными от Адонай (ЙаХоВаХ).

Прежде чем рассмотреть гласные в слове ЙеХВаХ, фактически засвидетельствованные текстом Писаний, нам следует вкратце обсудить научный консенсус касательно Йахве..." (из статьи "ПРАВИЛЬНОЕ ПРОИЗНОШЕНИЕ ИМЕНИ БОГА", Неемия Гордон - ученый-гебраист, видный деятель караимизма и участник проекта по изучению Свитков Мертвого моря)

2) В какой форме в Имени стоит глагол "быть"?

В статье "ПРАВИЛЬНОЕ ПРОИЗНОШЕНИЕ ИМЕНИ БОГА", Неемия Гордон продолжает:

"...Основываясь на Исход 3:14-15, современные ученые утверждают, что имя ЙХВХ должно быть формой пиел [или хифил] глагола ХЙХ (быть). Другими словами, они рассматривают ЙХВХ как простой глагол со значением «Он причиняет быть». Они считают, что формы пиел и хифил глагола ЙХВХ должны произноситься как Йахве (יֲהְוֶה).

И все же такое объяснение весьма проблематично, в виду глагольной системы еврейского языка. В этом языке существует семь глагольных форм, или спряжений. Каждое спряжение слегка видоизменяет корень, наделяя его другим оттенком значения. Некоторые корни можно спрягать во всех семи направлениях, тогда как для остальных возможны не все спряжения. В действительности большинство корневых слов возможно проспрягать в 3-4 спряжениях, и очень редко встречаются глаголы, спрягаемые во всех семи. Это может показаться субъективным мнением, но таковы реалии еврейской грамматики. Например, корень Ш.Б.Р в простой форме означает «ломать», в спряжении пиел – «сокрушать» и т. д. Всего корень Ш.Б.Р способен принять шесть из семи спряжений. Но в седьмом спряжении (хитпаэл) он просто не существует и не может существовать.

-3

Глагол ХЙХ (быть), от которого происходит имя ЙХВХ, в древнееврейском существует только в простой форме (кал) и в спряжении нифал. А значит, научные предположения о том, что ЙХВХ – это форма пиел или хифил глагола ХЙХ (быть), не имеют права на существование по той причине, что данный глагол не существует в таких спряжениях.

[это личное заключение Гордона, которое тоже спорно по той причине, что имя Бога как раз и является уникальным и исключением, и эта форма нигде больше не встречается, кроме как в Имени, неся важнейшую информацию и отличие Творца от всех творений или ложных богов; прим.автора внешней статьи]."

А далее я (автор данной статьи, Суранов Сергей: https://vk.com/topic-189469430_40873528?post=171 ) приведу нашу короткую дискуссию с известным преподавателем библейского иврита, христианским пастырем и ученым, Алексеем Прокопенко:

"(я)---"И если можно, скажите - все указывает на то, что Божье имя образовано от глагола ‏היה в имперфекте, в породе хифиль"...

(А.Прокопенко) --- От глагола היה -- верно. В имперфекте -- верно. В породе хифиль -- ВЕРОЯТНО (т.е. могут быть другие варианты). В масоретском тексте Исх. 3:14 -- אֶֽהְיֶ֖ה אֲשֶׁ֣ר אֶֽהְיֶ֑ה -- данное слово огласовано как имперфект породы КАЛЬ, причем в первом лице.

(я)---"Если это так, то вариант огласовки "Яхве" - единственно возможный? Именно так глагол "быть" (становиться) в хифиле и имперфекте?"

(он)--- Здесь есть некоторая сложность. Дело в том, что в библейском еврейском языке глагол היה не встречается в породе хифиль. Однако мы можем посмотреть по аналогии другие корни с первым ה в породе хифиль. Я прошерстил весь словарь и вот что нашел -- негусто, всего два хифиля среди всех корней с первым ה (не считая пустых, удвоенных и тех, которые ведут себя как первый waw, -- у всех них будет другая форма). Итак всего два подходящих к нашему случаю хифиля: מַהְבִּלִים, מַהְגִּים, -- и у обоих, как видим, под первой ה нет хатеф-патаха, а есть обычное шева, как мы и ожидали. То есть это будет соответствовать форме: יַהְוֶה (йа-вэ [Яхве]). Итак, вернемся к вашим цитатам. Точка зрения Смита близка к правде, но не правда )) Он берет форму, аналогичную хифилю с первой гортанной (АЙИН или ХЕТ), там действительно было бы три слога из-за появления хатеф-патаха под гортанной. Например, יַעֲמִיד (йа-а-мид). Однако у глаголов с первым ХЕ будет другая форма, как мы выше увидели..." (ссылка на комментарии дискуссии под видео: https://www.youtube.com/watch?v=h7yC7zihHaI&lc=Ugzv6gxvjBuSENlXXdF4AaABAg.9gpmzC6TsQX9iJi-Kb3wM0)

В заключительной части статьи мы постараемся кратко сделать итоги и выводы (см. Часть 4)...