СССР был самодостаточным государством, стремившимся производить все необходимое для собственных нужд, в том числе и автомобили. Из-за огромной и разнообразной территории страны ей требовались различные типы грузовых автомобилей и внедорожников, которые успел произвести советский автопром.
Несмотря на критику, отрасли удалось создать покорителей бездорожья, способных перемещаться по сложной местности Страны Советов.
1. ЗИЛ-157 — известный советский грузовик повышенной проходимости, представленный в 1958 году и выпускавшийся более трех десятилетий до 1991 года.
Его особенности включали полный привод, передний мост, отсутствие блокировки, понижающую передачу, систему регулировки давления в шинах, и дорожный просвет 130 мм. Эти качества позволили ЗИЛ-157 справиться с большинством трудностей, с которыми он сталкивался как на дорогах, так и вне их.
2. УАЗ-450, он же Буханка, начал серийный выпуск в 1958 году. Автомобиль имел много общего с другим вездеходом УАЗ-469, включая двигатель, трансмиссию и колесную базу.
Несмотря на некомфортность, машина все же была очень проходимой и надежной, и некоторые постсоветские страны используют ее до сих пор.
3. УАЗ-469 поступил в серийное производство в 1972 году и был оснащен 72-сильным агрегатом, работавшим с 4-ступенчатой коробкой передач, аналогичной «Буханке».
Новая модель пришла на смену предшественнице ГАЗ-69, которую превосходила по большинству параметров. Он имел высокий дорожный просвет, достигавший 220 мм, а у армейских моделей он был увеличен до 300 мм за счет установки коробки передач.
4. ГАЗ-66 был эталоном советского машиностроения, во время производства считавшимся одним из лучших грузовиков повышенной проходимости.
В новой модели были исправлены недостатки ГАЗ-63, главной слабостью которого была узкая база. У него был мощный 115-сильный двигатель рабочим объемом 4,25 литра. ГАЗ-66 имел множество модификаций, выпускавшихся до 1999 года.
5. ЛуАЗ-969 представлял собой малолитражку с двигателем «Запорожец» и дорожным просветом 290 мм, с блокировкой заднего дифференциала и задним приводом. Даже будучи просто пустой машиной, 969 мог с легкостью преодолевать различные местности.
Однако проблемы с проходимостью начались при увеличении нагрузки, в первую очередь из-за слабого двигателя. Тем не менее, у него были разные поклонники, которые восхищались им исключительно за его проходимость, забывая обо всех его недостатках.
6. ВАЗ-2121 «Нива» — советский автомобиль, по проходимости на бездорожье сравнимый со знаменитым УАЗ-469, при том, что «Нива» имела такой же дорожный просвет, но при этом была легче.
Он был в серийном производстве с 1977 года и был солидным автомобилем, о котором многие вспоминают с любовью.
7. Урал-375 был знаменитым советским грузовиком, который проектировался исключительно для нужд военных с нуля. Он имел оригинальные элементы конструкции и был оснащен полным приводом и самоблокирующимся дифференциалом.
Модель 375, как и другие подобные грузовики, имела систему подкачки шин с возможностью изменения давления в каждом колесе в отдельности. Базовая модель имела 180-сильный двигатель, который был невероятно мощным, но неэффективным.
В заключение следует отметить, что советская автомобильная промышленность выпускала целый ряд внедорожников, отвечающих требованиям обширной и разнообразной местности.
Несмотря на критику недостатков отрасли, эти автомобили были проходимыми, надежными и могли перемещаться по самой пересеченной местности.
Среди самых популярных автомобилей были ЗИЛ-157, УАЗ-450, УАЗ-469, ГАЗ-66, ЛуАЗ-969, ВАЗ-2121 Нива и Урал-375, которые были хорошо известны своими сильными сторонами и остаются важными примерами. российского машиностроения на сегодняшний день.