Строительство железнодорожной ветки от Новой до Старой Мацесты, было обусловлено популярностью Бальнеологического курорта «Мацеста» и отсутствием хороших автомобильных дорог.
Ежедневно по ветке ходило до 16 ванных поездов, которые разгонялись до 30 км/ч. До 15:00 поезда отходили через каждые 40 минут. С 15:00 до конца дня – через каждый час.
Вагоны были нескольких типов:
14-метровый вагон, вместимостью 72 пассажира.
14-ти метровые вагоны начали строить ещё в царские времена. В советские годы их конструкцию усовершенствовали и выпускали массово на нескольких заводах в период с 1924 по 1933г.
Они широко эксплуатировались практически на всех отечественных железных дорогах и были самыми распространенными вагонами для местных перевозок в 1920-50е гг. В пасажирском движении использовались до конца 1960-х гг.
Во времена ВОВ железная дорога продолжала эксплуатироваться, по ней подвозили тысячи раненых в мацестинскую бальнеолечебницу.
В 30-х годах на месте старого деревянного возводят новое здание Вокзала, которое по размерам, комфорту и внешнему виду значительно превосходит старый пассажирский павильон.
Новомацестинский Вокзал построили для главного пациента курорта того времени — Иосифа Сталина. Известно, что по стране он предпочитал передвигаться на поезде.
Новомацестинский вокзал — это одноэтажое сооружение шириной 3-4м состоящее из трёх строений: главного (центрального) и боковых (левого/правого), объединённых в единое целое навесом-галереей с местами комфортного ожидания, киосками и буфетом. Здание в плане вытянуто вдоль путей, главный выход с вокзала размещён напротив главного входа в ванны.
Пассажиры-курортники с пришедшего поезда, выходили «в город» организованно: через центральный вход и, прямиком, направлялись в здание мацестинских ванн.
Здание вокзала на Новой Мацесте удостоено чести быть напечатанным в альбоме-сборнике «Советская архитектура за 30 лет» изд.1950г, где показаны выдающиеся сооружения советских архитекторов.
С прекращением ж/д перевозок пассажиров по Мацестинской ветке, надобность в ж/д вокзале Новая Мацеста отпала сама собой. В 60-е годы вокзал был снесён.
Ж/д станция Старая Мацеста – также заслуживает внимания, она была построена 1929 г по типовому проекту станции того времени.
Пока работала Мацестинская ж/д ветка, станция Старая Мацеста исправно встречала и провожала пассажиров «ванных» поездов. Позднее, в 60-е годы, здание заселили, нуждавшимися в жилье, сотрудниками железной дороги.
Прикоснуться к историческим местам курорта "Мацеста" предлагаем на обзорном туре, который проходит ежедневно: по будням в 10.00 и 13.00, в выходные в 13.00.
Бронирование тура: https://gtfw.ru/ru/