Приветствую вас, друзья!
Сегодня моя статья о фламандской живописи. Термин "малые голландцы", конечно, условный и объединяет живописцев 17в. (на самом деле бОльшую их часть), писавших небольшие, тщательно проработанные в деталях картины. Это и натюрморты, и портреты, и пейзажи (в т.ч. морские), и бытовой жанр. Более обширное понятие - "золотой век голландской живописи" (17-й век). Рембрандта, к примеру, к "малым голландцам" не относят, т.к. он писал и монументальные полотна.
Т.о. это условное разделение основывается лишь на размерах полотен.
Если говорить об эпохе в целом, то она об "искусстве в массы". Картины копировались, переписывались, над полотном иногда работало сразу несколько художников. Бытовой жанр стал довольно популярен (сцены из обычной жизни обычных людей). Однако, что важно, эти картины были тщательно и мастерски прописаны в деталях. Небольшие размеры многих из них подходили для домов более-менее состоятельных людей, не относящихся к высшему сословию. Так что это был своего рода значимый сдвиг.
Натюрморты изобилуют деталями: и цветы, и фрукты, и овощи, и дичь, рыба и прочее разное)))
Стоит отметить, что на самом деле художники не просто так наполняли свои картины множеством подробных деталей - они, детали, несли свой символизм. Свежие фрукты на натюрмортах говорили об изобилии (а яблоки и персики о грехопадении), цветы - что всё в жизни преходяще, как и их красота. На картине Хеды можно увидеть и другие смыслы. Беспорядок (кажется, что вместе со скатертью на пол сейчас соскользнут и все остальные предметы), пустые устрицы и хрупкий бокал (бренность удовольствий и скоротечность жизни, также как и опрокинутый пустой стакан), лимон (красивый, но кислый - как предательство), серебряная посуда (тщетность земных богатств), ветчина (о плотских удовольствиях). То есть на самом деле это не просто натюрморт, а рассказ о быстротечности и хрупкости жизни, ничтожности земных богатств, а, значит, и о том, что нужно стремиться к более высоким смыслам.
Пейзажи были также очень популярны и наполнены символами: об отвоеванных у моря землях (гордость за труд людей), о красоте и гармонии, о переменчивости жизни (как облака на небе).
У этого художника (Якоб ван Рёйсдал, или Рёйсдаль) прекрасные полотна с небом и облаками. Он считается ведущим пейзажистом золотого века голландской живописи.
Мейндерт Хоббема, кстати, был учеником ван Рёйсдала.
Морской пейзаж (был весьма и весьма популярен):
Вот пример сюжета на библейские темы:
Картина повествует о том, как Иаков уехал от своего тестя из Харрана в Ханаан (спустя 21 год после вынужденного бегства из Ханаана, дома) с женами и детьми, слугами, стадами верблюдов, коров, овец и коз. Иаков в центре композиции, на коне, указывает на свою жену Рахиль (верхом на белом коне), кормящую грудью младенца.
Среди сюжетов того времени были и архитектурная живопись, и городской пейзаж:
Бытовой жанр (повседневные сюжеты):
Хендрик Аверкамп был глухонемым от рождения (потому получил прозвище Немой из Кампена). Создавал в основном зимние пейзажи в такой серо-серебристой гамме. Обратите внимание, что горизонт расположен выше (2/3 полотна), что позволяет разместить больше людей и объектов. Был очень популярен у современников благодаря сюжетам с реалистичным изображением повседневной жизни и тщательной проработке деталей.
На этой картине, обратите внимание, фокус смещается по диагонали от нижней правой трети (посмотрите, как детально прописаны доспехи) к менее детализированному центру, затем - к не явно прорисованной левой (верхней) части. Обычно у фламандцев явно прослеживается перемещение снизу вверх: отчетливая и подробная нижняя треть (на этой границе чаще всего и проходит линия горизонта), центр также достаточно детальный, а верхняя треть - это уже небо, дымка, фон.
Картина напоминает "Девушку, читающую письмо у открытого окна" Вермеера))) Эта работа Метсю мне очень нравится. Все прописано мастерски, какое внимание к деталям! Прекрасное сочетание основных цветов: черный, белый и красный. Не смотря на то, что человек пишет в некоторой спешке (сдвинутый ковер, шляпа на стуле), картина очень умиротворённая: дневной свет из окна, глобус (как символ наук), на стене пейзаж с коровами и овцами (такие пасторальные картины, говорят, весьма ценились в то время) в богато украшенной раме (кстати, на ней голубь, как символ мира).
Здесь мы видим контраст тени и света, белого и черного, а также сочетание желтого, желто-оранжевого и голубого (являющихся практически противоположными цветами). Торжественная обстановка и одежда, лавровый венок и труба (как атрибуты прославления), книга (эксперты считают ее отсылкой к Клио, являющейся не только музой Истории, но и вдохновляющим началом в изобразительном искусстве).
Прекрасная картина - посмотрите, какой контраст света и тени! Главная фигура просто светится: и эта золотистая накидка, отороченная мехом, и кожа, и волосы. Кажется, женщина сейчас обернется и задумчиво посмотрит на нас, а служанка поднимет глаза, чтобы также взглянуть на зрителя))) Композиционное построение гармонично - если вы мысленно разделите картину на три части по вертикали и по горизонтали, то увидите, как четко вписывается всё в правило третей (я писала об этом в своей статье о гармонических стандартах).
Если рассматривать с точки зрения техники, то тут двойной контраст: свет-тень, желтый-синий. Также необычна поза (если говорить о классическом портрете). История не сохранила сведений, кто был заказчиком, имя этой девушки. Но это, несомненно, одна из самых часто цитируемых картин))) Возможно дело в том, что художник как бы уловил и остановил мгновение, и кажется, что это вовсе и не картина, а девушка посмотрит еще секунду и либо отвернется, либо, наоборот, развернется к зрителю и заговорит.
Обобщая все вышесказанное, отмечу, что 17 век вообще считается Золотым веком Голландии, обусловленным приобретением независимости и экономическим расцветом. И, на мой взгляд, это просто прекрасно - когда существует возможность подумать не только об обыденном, но и о том, что, казалось бы, не несет никакой функциональной значимости. Но на самом деле и есть самое важное (и это я сейчас не только о живописи)))
Вдохновения вам, друзья!