Найти в Дзене
Оксана Глухова

Малые голландцы и золотой век голландской живописи

Приветствую вас, друзья!

Сегодня моя статья о фламандской живописи. Термин "малые голландцы", конечно, условный и объединяет живописцев 17в. (на самом деле бОльшую их часть), писавших небольшие, тщательно проработанные в деталях картины. Это и натюрморты, и портреты, и пейзажи (в т.ч. морские), и бытовой жанр. Более обширное понятие - "золотой век голландской живописи" (17-й век). Рембрандта, к примеру, к "малым голландцам" не относят, т.к. он писал и монументальные полотна.

Т.о. это условное разделение основывается лишь на размерах полотен.

Если говорить об эпохе в целом, то она об "искусстве в массы". Картины копировались, переписывались, над полотном иногда работало сразу несколько художников. Бытовой жанр стал довольно популярен (сцены из обычной жизни обычных людей). Однако, что важно, эти картины были тщательно и мастерски прописаны в деталях. Небольшие размеры многих из них подходили для домов более-менее состоятельных людей, не относящихся к высшему сословию. Так что это был своего рода значимый сдвиг.

Натюрморты изобилуют деталями: и цветы, и фрукты, и овощи, и дичь, рыба и прочее разное)))

Натюрморт с фруктами и цветами, Франс Снейдерс, 1630
Натюрморт с фруктами и цветами, Франс Снейдерс, 1630
Фрукты в чаше и разрезанная дыня, Франс Снейдерс, 1650-е
Фрукты в чаше и разрезанная дыня, Франс Снейдерс, 1650-е
Банкетный стол с ветчиной, Виллем Клас Хеда, 1656г.
Банкетный стол с ветчиной, Виллем Клас Хеда, 1656г.

Стоит отметить, что на самом деле художники не просто так наполняли свои картины множеством подробных деталей - они, детали, несли свой символизм. Свежие фрукты на натюрмортах говорили об изобилии (а яблоки и персики о грехопадении), цветы - что всё в жизни преходяще, как и их красота. На картине Хеды можно увидеть и другие смыслы. Беспорядок (кажется, что вместе со скатертью на пол сейчас соскользнут и все остальные предметы), пустые устрицы и хрупкий бокал (бренность удовольствий и скоротечность жизни, также как и опрокинутый пустой стакан), лимон (красивый, но кислый - как предательство), серебряная посуда (тщетность земных богатств), ветчина (о плотских удовольствиях). То есть на самом деле это не просто натюрморт, а рассказ о быстротечности и хрупкости жизни, ничтожности земных богатств, а, значит, и о том, что нужно стремиться к более высоким смыслам.

Пейзажи были также очень популярны и наполнены символами: об отвоеванных у моря землях (гордость за труд людей), о красоте и гармонии, о переменчивости жизни (как облака на небе).

Панорамный вид на речной пейзаж, Филипс де Конинк, 1648г.
Панорамный вид на речной пейзаж, Филипс де Конинк, 1648г.
Вид на Алкмар, Якоб ван Рёйсдал, 1670-75гг.
Вид на Алкмар, Якоб ван Рёйсдал, 1670-75гг.

У этого художника (Якоб ван Рёйсдал, или Рёйсдаль) прекрасные полотна с небом и облаками. Он считается ведущим пейзажистом золотого века голландской живописи.

Дорога в лесу, Мейндерт Хоббема, 1670г.
Дорога в лесу, Мейндерт Хоббема, 1670г.

Мейндерт Хоббема, кстати, был учеником ван Рёйсдала.

Морской пейзаж (был весьма и весьма популярен):

Корабли у побережья, Виллем ван де Вельде Младший, 1672г.
Корабли у побережья, Виллем ван де Вельде Младший, 1672г.
Вид на реку Маас перед Роттердамом, Ян ван де Капелле, примерно 1645-1665гг.
Вид на реку Маас перед Роттердамом, Ян ван де Капелле, примерно 1645-1665гг.
Вид на восточный остров ( г.Хорн), Ян Клас Ристхоф (Ян Клаэс Ритшоф)
Вид на восточный остров ( г.Хорн), Ян Клас Ристхоф (Ян Клаэс Ритшоф)

Вот пример сюжета на библейские темы:

Путь Иакова (The Migration of Jacob), Адриан ван де Вельде, 1663г.
Путь Иакова (The Migration of Jacob), Адриан ван де Вельде, 1663г.

Картина повествует о том, как Иаков уехал от своего тестя из Харрана в Ханаан (спустя 21 год после вынужденного бегства из Ханаана, дома) с женами и детьми, слугами, стадами верблюдов, коров, овец и коз. Иаков в центре композиции, на коне, указывает на свою жену Рахиль (верхом на белом коне), кормящую грудью младенца.

Среди сюжетов того времени были и архитектурная живопись, и городской пейзаж:

Интерьер Новой церкви в Делфте с усыпальницей Вильгельма I Оранского, Герард Хоукгест, 1650г.
Интерьер Новой церкви в Делфте с усыпальницей Вильгельма I Оранского, Герард Хоукгест, 1650г.
Херенграхт в Амстердаме, Ян ван дер Хейден, ок.1668-1674г.
Херенграхт в Амстердаме, Ян ван дер Хейден, ок.1668-1674г.

Бытовой жанр (повседневные сюжеты):

Зимний пейзаж с конькобежцами, Хендрик Аверкамп, 1609г.
Зимний пейзаж с конькобежцами, Хендрик Аверкамп, 1609г.

Хендрик Аверкамп был глухонемым от рождения (потому получил прозвище Немой из Кампена). Создавал в основном зимние пейзажи в такой серо-серебристой гамме. Обратите внимание, что горизонт расположен выше (2/3 полотна), что позволяет разместить больше людей и объектов. Был очень популярен у современников благодаря сюжетам с реалистичным изображением повседневной жизни и тщательной проработке деталей.

Сцена на льду недалеко от Дордрехта, Ян ван Гоейн, 1642г.
Сцена на льду недалеко от Дордрехта, Ян ван Гоейн, 1642г.
Цыганка (гадалка) на фоне холмистого пейзажа, Давид Тенирс Младший, ок.1640г.
Цыганка (гадалка) на фоне холмистого пейзажа, Давид Тенирс Младший, ок.1640г.
Рынок в порту, Эмануэль де Витте, ок.1680г
Рынок в порту, Эмануэль де Витте, ок.1680г
Караульня (с автопортретом), Давид Тенирс Младший, ок.1640г.
Караульня (с автопортретом), Давид Тенирс Младший, ок.1640г.

На этой картине, обратите внимание, фокус смещается по диагонали от нижней правой трети (посмотрите, как детально прописаны доспехи) к менее детализированному центру, затем - к не явно прорисованной левой (верхней) части. Обычно у фламандцев явно прослеживается перемещение снизу вверх: отчетливая и подробная нижняя треть (на этой границе чаще всего и проходит линия горизонта), центр также достаточно детальный, а верхняя треть - это уже небо, дымка, фон.

Молодой человек, пишущий письмо у окна, Габриэль Метсю, 1662-1665гг.
Молодой человек, пишущий письмо у окна, Габриэль Метсю, 1662-1665гг.

Картина напоминает "Девушку, читающую письмо у открытого окна" Вермеера))) Эта работа Метсю мне очень нравится. Все прописано мастерски, какое внимание к деталям! Прекрасное сочетание основных цветов: черный, белый и красный. Не смотря на то, что человек пишет в некоторой спешке (сдвинутый ковер, шляпа на стуле), картина очень умиротворённая: дневной свет из окна, глобус (как символ наук), на стене пейзаж с коровами и овцами (такие пасторальные картины, говорят, весьма ценились в то время) в богато украшенной раме (кстати, на ней голубь, как символ мира).

Аллегория живописи (Мастерская художника), Ян Вермеер, 1666-1668гг.
Аллегория живописи (Мастерская художника), Ян Вермеер, 1666-1668гг.

Здесь мы видим контраст тени и света, белого и черного, а также сочетание желтого, желто-оранжевого и голубого (являющихся практически противоположными цветами). Торжественная обстановка и одежда, лавровый венок и труба (как атрибуты прославления), книга (эксперты считают ее отсылкой к Клио, являющейся не только музой Истории, но и вдохновляющим началом в изобразительном искусстве).

Хозяйка и служанка, Ян Вермеер, 1667-1668гг.
Хозяйка и служанка, Ян Вермеер, 1667-1668гг.

Прекрасная картина - посмотрите, какой контраст света и тени! Главная фигура просто светится: и эта золотистая накидка, отороченная мехом, и кожа, и волосы. Кажется, женщина сейчас обернется и задумчиво посмотрит на нас, а служанка поднимет глаза, чтобы также взглянуть на зрителя))) Композиционное построение гармонично - если вы мысленно разделите картину на три части по вертикали и по горизонтали, то увидите, как четко вписывается всё в правило третей (я писала об этом в своей статье о гармонических стандартах).

Девушка с жемчужной сережкой, Ян Вермеер, ок.1665г.
Девушка с жемчужной сережкой, Ян Вермеер, ок.1665г.

Если рассматривать с точки зрения техники, то тут двойной контраст: свет-тень, желтый-синий. Также необычна поза (если говорить о классическом портрете). История не сохранила сведений, кто был заказчиком, имя этой девушки. Но это, несомненно, одна из самых часто цитируемых картин))) Возможно дело в том, что художник как бы уловил и остановил мгновение, и кажется, что это вовсе и не картина, а девушка посмотрит еще секунду и либо отвернется, либо, наоборот, развернется к зрителю и заговорит.

Обобщая все вышесказанное, отмечу, что 17 век вообще считается Золотым веком Голландии, обусловленным приобретением независимости и экономическим расцветом. И, на мой взгляд, это просто прекрасно - когда существует возможность подумать не только об обыденном, но и о том, что, казалось бы, не несет никакой функциональной значимости. Но на самом деле и есть самое важное (и это я сейчас не только о живописи)))

Вдохновения вам, друзья!