Василий Демьяновича Лешенко родился в октябре 1930 года. В семье, кроме него, были трое детей: он, сестра и старший брат. Их село располагалось в 25 км. от Киева, и родной колхоз до войны жил довольно богато.
Брат Василия, окончив девять классов, приписал себе год и поступил в Краснодарское авиационное училище №4 в 1940 году. Сестра оканчивала Киевское педагогическое училище. Сам же Василий, будучи от природы смышленым малым, увязался за восьмилетними мальчишками, идущими в первый класс, да так и остался в школе. В 1941 году он окончил четвертый класс, началась Великая отечественная война, и отца сразу же призвали на фронт. Василий Демьянович, уже в мирное время, вспоминал, как «В 1942 году, в уже оккупированном фашистами крае развернулось партизанское движение. Партизанских отрядов было несколько, в их числе отряд Науменко, в котором воевали дядья, и с партизанами была связана сестра, вернувшаяся перед войной из Киева и в 1943 году погибшая в одной из облав». Василий Демьянович навсегда запомнил, как проходили такие облавы, как черносотенцы, под руководством фашистов сгоняли жителей сел, как сжигали их в собственных домах, как «охотились» на партизан. И кого только не было в этих отрядах: русские, поляки, венгры. Партизаны сильно досаждали немцам и те, в мае 1943 года провели масштабную карательную облаву. Весть об этом быстро разнеслась по окрестным селам, народ стал уходить в леса, бросая на произвол жилье, скот, нажитое годами добро. Ушли в лес и Василий с матерью, оставив в доме немощных деда и бабушку. Наследующий день немцы начали облаву. Стараясь выжечь «партизанское гнездо», они сожгли несколько деревень дотла. Разбежавшихся по лесам людей вылавливали и кого – то расстреливали, кого – то брали в плен, в их числе в конце июня 1943 г. оказались и Василий с матерью. Продержав в подвале под городом Бровари, плененных погрузили в вагоны и отправили в Германию, ехали 8 дней, остановились на окраинах Гамбурга.
Корреспонденту райчихинской газеты «Горняк» Василий Демьянович рассказывал: «За все время, что нас везли в Германию, в вагон раза два забрасывали по несколько кругов брынзы и буханок по пять хлеба», - вспоминает ветеран и продолжает: «6 или 7 июля нас, пленных, выгнали из вагонов на станции Митлерен – Лондвек, невдалеке от которой был расположен рабочий концентрационный лагерь, Его номер я не помню..., стерся из памяти за давность лет, но хорошо помню начальника этого лагеря – здоровенного немца Мюллера и, коменданта - раненого где – то на фронте офицера – моряка, ходившего всегда в кожаных перчатках с тяжелой тростью в руке. Одним ударом кулака он мог сбить узника на землю».
В лагерь Василий попал, когда ему еще не было и 12 лет. Однажды, отобрав некоторое количество детей, в том числе и его, немцы, сначала накормили их манной кашей и напоили молоком, а на следующий день откачали крови столько, что Василий не помнит, как дошел до барака. Других детей, кто не смог подняться, сожгли в крематории…
Далее, вспоминал, что «с утра давали 500 граммов свекольного хлеба, который, если сжать в руке, истекал водой, 500 граммов кипятка, 20 граммов маргарина. В обед не кормили вообще. На ужин давали миску похлебки без ничего: вода и листья брюквы, которая росла на поле за лагерем, и, которую мы, узники, обрабатывали: удобряли фекалиями, пропалывали. Выживали за счет того, что часто гоняли на работы на станцию. Английские самолеты о и дело бомбили Гамбург - доставалось и станции...Узников, после ночных бомбежек выгоняли на разбор завалов, ремонт железнодорожных путей и дорог. Там, на станции, можно было подобрать разорванные снарядами продукты, часто перемешанные с землей или обгоревшие. Одни из охранников смотрели на это сквозь пальцы, другие зверствовали. Так, однажды, всех выстроили и для устрашения остальных, каждого десятого расстреляли… Большой был лагерь. На его территории располагался административный корпус, барак с пленными поляками, большой плац, остальные бараки – штук восемь – советских узников. Бараки были щитовые и тепла в зимнее время почти не держали, хотя отапливались двумя буржуйками. У идущих с работы узников охрана отбирала все съестное, но палки, куски угля разрешали проносить, ими отапливались железные печи». В начале мая 1945 года американцы освободили заключенных лагеря, накормили и вывезли в расположение советских войск, в город Нольштрелец на территорию Польши. Два года, проведенных в лагере, были скрашены лишь одним – мать находилась рядом с Василием. Два месяца Василий провел в госпитале, а после вместе с матерью вернулись в дотла сожженное гитлеровцами родное село. В феврале 1945 года, инвалидом 1 степени из госпиталя вернулся и отец. Брат Василия, раненный в воздушных боях, тоже инвалид 1 степени, домой возвращаться не стал, а уехал к родственникам в Амурскую область, спустя год к нему переехали Василий, мать и отец. В молодом горняцком Райчихинске начал свою трудовую деятельность Василий Демьянович. Учился в вечерней школе, отслужил в армии, работал в Энергоуправлении на Сорокинском разрезе, окончив Томский политехнический институт, получил направление в комбинат «Дальвостуголь», работал в разное время должностях: помощник механика разреза, главного энергетика, главного механика Бурейского каменного карьера. Пришлось поработать и в горкоме партии, а потом перешел на работу в Восточные электрические сети. Трудился парторгом, начальником производственного отдела, начальником службы подстанций, старшим инженером – инспектором по технической эксплуатации сетей и подстанций, старшим инженером по ТБ.
9 Мая всегда был главным праздником в семье Василия Вадимовича. Ему, украинскому мальчишке, навсегда запомнились годы, проведенные в концлагере по вине немецкого оголтелого фашизма. Он всегда ценил мирную послевоенную жизнь. Ему повезло не сгореть в лагерных печах, не умереть от последствий очередной сдачи крови для гитлеровских солдат. Он выжил. И жил с благодарностью и радостью всю свою жизнь до самого ее конца. Большая часть жизни этого человека была посвящена труду в энергетике Приамурья. И семье. Женившись еще в 1964 году, он нашел в лице супруги Зинаиды Прокопьевны, верную спутницу жизни, подарившей ему двух сыновей – Александра и Вячеслава.
Материал составила С.В. Маковцова, директор МАУК «Краеведческий музей»
Список используемых источников:
1. «Выживший», статья С. Ильиных, опубликованная в газете «Горняк» № 17 от 05.05.2007 г.;
2. «Помните!», статья Т. Филяковой, опубликованная в газете «Горняк» № от 04.04. 2009 г.;
3. Фотографии из семейного архива Лещенко Василия Демьяновича.