Найти тему
Учительская

Солнце в дневнике

Здесь у каждого школьника в дневнике написано слово «солнечный», а значит, самый яркий, горящий, сияющий, жаркий! Просто поселок, в котором живут ребята, называется Солнечный, соответственно, и школа тоже Солнечная. В 2022 году учитель русского языка и литературы Солнечной школы Золотухинского района Курской области Олеся БОБРИНЕВА стала победителем регионального этапа конкурса «Учитель года России».

Листайте вправо, чтобы увидеть больше изображений

Спрашиваю Олесю Николаевну, как жители поселка называют друг друга – солнечниками, а может, солнышками? Она отвечает с улыбкой, что тоже как филолог не раз думала, как правильно должны именоваться и она, и ее земляки-соседи. Пока общее мнение остается традиционным: все они просто жители поселка Солнечный, построенного в 1982 году вместе с сахарным заводом и школой. В прошлом году торжественно отмечали трехкратное 40‑летие – и поселка, и завода, на котором работает большинство взрослого местного населения (всего в поселке около трех тысяч жителей), и школы. В ней сегодня обучаются 306 детей, ей присвоен статус базовой, а к круглой дате провели капитальный ремонт, скоро даже бассейн начнет работать, впервые с 1995 года. В школе идет большая воспитательная работа, много спортивных секций – волейбол, баскетбол, лапта. Есть детское школьное объединение «Планета детства», состоящее из трех звеньев: «Непоседы» в начальной школе, «Союз ребячьих сердец» в средних классах и «Юность» в старших.

Девятый класс, в котором у Олеси Николаевны классное руководство, – активный участник жизни школы. Из 22 обучающихся всего шестеро мальчиков, зато все очень дружные. Год для них выпускной, поэтому главные разговоры о том, кто куда собирается поступать. В основном хотят стать айтишниками, графическими дизайнерами, футболистами и железнодорожниками. Девочки – врачами и медсестрами. До Курска от Солнечного 40 километров, поэтому поступать большинство собираются в курские колледжи и техникумы.

Есть у Олеси Бобриневой выпускницы и ученицы, решившие стать филологами, чему педагог, конечно, очень рада. Одна из них оканчивает филологический факультет МГУ, а другая готовится к поступлению на филфак Курского госуниверситета.

В этом году кроме уроков в шестом, девятых и десятых классах Олеся Николаевна ведет внеурочные занятия по своим предметам. Со старшими в основном занимаются подготовкой к ГИА, а с младшими – «сложными интересными языковыми случаями», еще читают произведения, не вошедшие в программу по литературе, но интересующие ребят. Также занимаются подготовкой к конкурсам, их сегодня очень много, и дети с удовольствием участвуют и демонстрируют свои таланты. Это и театральные конкурсы, и конкурсы чтецов. Награды и грамоты тщательно собирают, чтобы сделать частью богатого портфолио.

У Бобриневой кроме педагогического еще музыкальное и хореографическое образование, что очень помогает в работе: «Вместе с ребятами выхожу на сцену, участвую в конкурсах и фестивалях».

На мой вопрос, какие сегодня дети, Олеся Николаевна отвечает, что, как и раньше, дети сегодня разные.

– Есть скромные, не позволят себе сказать лишнего слова, есть уверенные. Но им всем сейчас, в эпоху всеобщей информационной перегруженности, очень непросто. За этими возможностями таятся опасности. Ребенок сегодня не чистый лист и не гибкая глина – бери и рисуй на этом чистом листе то, что заказывают, или лепи из этого материала. У них сейчас в приоритете критическое мышление. Им нужны не знания как таковые, а способы достижения этих знаний. И еще им нужна стратегия лидерства – как стать успешным. Особенно это проявляется у старшеклассников: ясность в понимании мира и его законов, амбиции, энергия – все это есть. Только для полноценной счастливой жизни этого недостаточно. Я учитель-словесник и глубоко убеждена, что именно мне доверена ответственная миссия формировать духовный мир ребенка, приобщать к тем ценностям, которые становятся национальным кодом, воспитывать настоящего гражданина своего Отечества. Традиция – энергия будущего. Успешный путь открытия чего-то нового, путь поиска себя возможен только в процессе глубокого осознания накопленного опыта, соблюдения народных традиций и сохранения исторической памяти, – делится учительница. – Это мы и называем своим национальным кодом. Я считаю, что школа, опираясь на свои традиции, должна мобилизовать патриотический дух и потенциал русской культуры, без чего наше будущее невозможно, как невозможно обеспечить стабильность и жизнеспособность общества. Поэтому на каждом своем уроке я стараюсь активно использовать краеведческий компонент. Наш край связан с такими именами, как Георгий Свиридов, Афанасий Фет, Надежда Плевицкая, Аркадий Гайдар, Евгений Носов. И я хочу, чтобы дети об этом знали. Это поможет им не потерять себя, сформировать свой нравственный иммунитет. Наша Солнечная средняя школа вот уже сорок лет следует духовным, нравственным и патриотическим ориентирам, успешно используя их в работе всего коллектива. Здесь я не только учу, но и сама учусь, а также делюсь своим опытом с коллегами-единомышленниками на муниципальном и областном уровнях. Мне очень приятно, что все мои начинания, методические поиски поддерживают родители, которые становятся активными участниками нашей школьной жизни. Вместе мы храним историю и традиции родного края, бережем его красоту и стараемся отвечать на все вызовы современности.

В этом Олесе Николаевне помогают новые педагогические приемы проведения уроков, с которыми она ознакомилась во время подготовки и участия в конкурсе «Учитель года России». Запомнился тренинг-лагерь в Шепси, здесь она впервые узнала о возможности использовать на урочных и внеурочных занятиях формат иммерсивного театра. Говорит, получается очень интересно, нравится детям. О работе в формате TED тоже узнала на конкурсе: «Очень ярко и интересно, многие ребята проявляли себя именно в этом формате». Неожиданные возможности предоставляет нейросеть, когда помогает «оживить» портреты писателей и поэтов: «На уроке это смотрится очень здорово, все далекое становится близким и знакомым детям».

Свой главный жизненный девиз «Традиция – энергия будущего» Олеся Бобринева в полной мере реализует и в собственной жизни. В детстве, глядя на свою маму – учителя географии, она тоже решила стать учителем. Вечерами сидела рядом с мамой и смотрела, как та проверяет тетради, а днем подбегала к ее кабинету, чтобы посмотреть, как она ведет уроки. В младших классах хотелось быть такой же доброй, как первая учительница Татьяна Николаевна Сухенко. А в старших представляла себя на месте любимого учителя русского языка и литературы Надежды Валентиновны Тишиной, сумевшей привить старшеклассникам любовь к литературе, научить чувствовать родной язык.

Сегодня Олеся Николаевна работает в одной школе со своими наставниками и с мамой Верой Зиновьевной Семенихиной, теперь все они коллеги, все на равных, ну почти. «Где родился, там и пригодился!» – вспоминает Олеся Бобринева известную пословицу. А на вопрос, как чувствовала себя, вернувшись учителем в родную школу, где еще недавно была ученицей, отвечает, что все прошло очень хорошо. Никакого стеснения не было, все получалось как бы само собой. После окончания Курского госуниверситета сразу пришла сюда, и за 15 лет ни разу не возникло мысли оставить это место и уехать, например, в Курск. Были возможности и приглашения, но свою любимую Солнечную школу с прекрасным коллективом, «где каждый не просто учитель, коллега и наставник, а буквально мама!», Олеся Николаевна ни на что не променяет. Здесь есть самое главное – доверие между людьми, а когда коллеги доверяют друг другу, то и работается, и живется легче. «Я очень рада, – говорит педагог, – что сын мой учится здесь в шестом классе, и в этом году я отдаю сюда дочку в первый класс. Меня как маму устраивает все – и качество образования на должном уровне, и воспитательная работа, и отношения между людьми».

Семья Бобриневых дружная, со своим супругом Олеся знакома с детства, поселок небольшой, все друг друга знают. Окончили школу, поступили в вузы, и после трех лет обучения на филологическом факультете девушке поступило сразу два предложения – работы в родной школе и замужества.

– И все, мы остались здесь! И то, что я никуда не хочу уезжать, во многом заслуга моего мужа. Он работает на сахарном заводе, совсем не городской, ему нравится, когда есть и дача, и баня, и пруд. А еще сад, цветы, земля, на которой можно отдыхать душой. Вот так Господь уготовил, я всегда и во всем полагаюсь на Бога и благодарна очень, что для меня он готовит то, что нужно. И все это мне нравится и приносит радость! – делится учительница.

Есть у главы семьи еще одно увлечение – разведение домашней птицы. Вся семья в этом ему помогает, а заодно участвует в различных конкурсах. Например, мама вместе с сыном стали победителями областного конкурса «Юннат»-2021 – опираясь на собственный опыт, описывали технологию выращивания домашней птицы.

Следующее любимое занятие всей семьи – путешествия, особенно на Кавказ. Это общая семейная страсть. Кавказ зимний, летний, Кавказ в палатках – это то, что всем дает радость. А самый спокойный отдых для мамы – вязание и вышивка.

– Когда начинаешь вязать новую вещь или вышивать что-то, всегда интересно, что получится в итоге. Поэтому и вяжу быстрее, чтобы увидеть, какой сарафанчик выйдет для дочки – желтенький, забавный, яркий! И мы вместе с ней ждем этого результата… А когда готовилась к уроку, особенно к конкурсному, сполна ощутила те же чувства. Какой результат получится? Понравится или нет? Устроит он тебя или нет? Вот такое интересное сопоставление, – улыбается Олеся Николаевна.

В ее жизни переплетаются творчество и работа, словно яркие нити – на вид простые, но если руки приложить, а еще любовь, знание, старание, то и сарафан получится, и урок всем на пользу.

Татьяна МАСЛИКОВА, Курская область

Читайте материал в сетевом издании «Учительская газета».