Мои постоянные читатели помнят, что я хочу найти ненапряжную "белую" подработку, чтобы набрать "общий" стаж для выхода на пенсию. Дело в том, что с пенсиями всё не очень просто у нас. На обычную пенсию по возрасту, которая в 65 лет, я уже заработал - есть 15 лет общего стажа. Но вот одним из условий выхода на "северную" пенсию в 60 лет, является наличие 25 лет общего стажа, а тут я недотягиваю, у меня всего лишь 18,5 лет. Но выход есть - либо устроиться на работу официально и проработать это время, либо купить стаж самостоятельно за 35-40 тысяч за год.
Еще надо учесть, что пенсионная программа за ближайшие 18 лет может так радикально поменяться, что рассчитывать на пенсию в 60 не придется вообще)). Исходя из этого, о стаже и баллах мне нужно начинать волноваться лет эдак за 8 до выхода на пенсию, по действующим условиям - в 2032 году.
Тем не менее у меня возник интерес, и я подумал, что ничего не потеряю, если устроюсь на ненапряжную удаленную работу. Я себе даже параметры такой работы в блокнотик выписал: "Удаленная (попил кофе и сел работать).Минимум "живого" общения. Текстовое идеально. Свободный график идеально, но можно и 4/5/2, 8/5/2 или 12/2/2. 200 р в час." Запулил резюме на hh.ru и...
Первое разочарование было в том, что 200 рублей в час ни за какую начальную позицию на удаленку не платят, и вакансий с оформлением по трудовому договору практически нет. Но я подумал, что в принципе пофиг тогда, мне главное "закрыть" ежегодный платеж за стаж по самозанятости. Это надо примерно 3400 в месяц, если брать 4 часа в день работы 5 дней в неделю, 4,5 недель в месяце, то сойдет и 40 рублей в час.
При значительно упрощенных характеристиках поиска вакансий стало значительно больше. Я стал подаваться на вакансии, где-то сразу приходил отказ, где-то - через пару недель, где-то я доходил до очного собеседования и со мной обещали связаться, в общем - всё как обычно.
Через некоторое время я всё-таки прошел тесты и записался на собеседование в один колл-центр, который "аутсорсил" работников для работы в чатах одного из российских маркетплейсов. Для меня было удивительно, что "собеседование" по сути было односторонним декларированием условий со стороны работодателя, и на "собеседовании" было больше 40 человек! Нам озвучили, что мы можем выбрать одно из двух направлений, на обоих зарплата 20 тысяч в месяц (при условии отработки 190 часов), но на одном максимальная премия - 7 тысяч, на другом - 5 тысяч. Есть какой-то карьерный рост. Оформление только как самозанятым (тут сразу отвалилась часть собеседующихся), графики либо 2/2 по 12 часов, либо пятидневка по 8 часов. Тут тоже несколько человек ушли, посчитав, что с таким графиком 190 часов в месяц не наберешь, надо брать как минимум одну дополнительную смену. Но на самом деле, если я правильно понял, можно и меньше отрабатывать, только тогда максимальной зарплаты не будет. Оплату обещали почасовую, то есть примерно 105 рублей в час как оклад, ну и плюс сверху до 36 рублей в час при выполнении условий для премии. Кажется, там еще упоминали то, что "обеденный перерыв 45 минут и два перерыва по 15 минут во время смены у вас будут оплачиваемые".
В общем, как говорят обычно в таких случаях - ориентироваться нужно на оклад. Оклад в принципе меня устраивал, соответствовал моим целям.
Следующий нюанс был - 11-дневное обучение, по 8 часов в день, вообще неоплачиваемое, которое включает в себя 5 часов практики "на линии", работы с реальными людьми. Рекрутер как-то вяло попыталась нажать на то, что "вы получите знания совершенно бесплатно", но опять какое-то количество людей ушло. Оставшихся добили 2-месячным "испытательным сроком", во время которого могут уволить на раз-два. Хотя, если я ничего не путаю, самозанятым ТК вообще ничего не гарантирует и так, "испытательный срок" - термин, касающийся работы по трудовому договору.
Короче я не ушел. Я записался на обучение и начал обучаться. 11 дней прошли довольно интенсивно. Я действительно узнал много нового о работе в "поддержке". Было интересно и сложно. Основная сложность заключалась в том, что база данных, в которой нужно было искать ответы, была составлена очень нелогично. Я так до конца и не въехал во все нюансы. Например, ведущая курсов (далее буду называть её учителем) задает задание "клиент жалуется, что после возврата товара ему не поступили деньги на счет". А у нас есть в базе данных разделы "Жалобы и отзывы", "Возврат товара", "Возврат денег и компенсации", "Оплата". Да, до некоторых ответов можно добраться несколькими путями. Но часто бывало такое (и не только у меня), что ошибка происходила на первом же этапе выбора нужной категории базы данных.
Сама учитель в этой базе ориентировалась превосходно, да и менторы, которых нам назначили потом на практику - тоже. Не раз я чувствовал себя тупым! Причем на этом же обучении присутствовали люди с опытом работы в других компаниях, в такой же роли, и они говорили что база данных составлена очень нелогично, то есть не у одного меня были сложности)).
Кроме занятий по 8 часов нам еще давали домашнее задание! Причем учитель была почти все время онлайн. Я не знаю, сколько часов ей оплачивали, но точно не 24 часа. На таких людях, наверное, все потогонки держатся, потому что ну я сомневаюсь, что она настолько любит эту работу.
Так вот, к началу занятий нас осталось из 40 - 30 человек. Первые два дня были в значительной части посвящены настройке программного обеспечения, и несмотря на то, что перед собеседованием у всех проверяли "железо", оказалось что у некоторых "железо" не подходит. К концу этой части нас осталось человек 25-26. Ну и так постепенно, по ходу обучения всё больше и больше людей отфильтровывались. До практики дошли 12 человек, трое её бросили, не дожидаясь результатов. Я ждал "в девятке" - наймут или нет, но наняли в итоге троих. Причем, насколько я знаю, один из этих троих почти сразу передумал работать)). Остальным учитель предложила пройти практику повторно. Я отказался.
Практику я провалил в основном из-за оценок клиентов. У меня получилось так, что мне сразу же попался очень негативный человек, он задавал один и тот же вопрос операторам, получал ответ, и снова его задавал. Я попросил ментора помочь, ментор мне помог с ответом, но этот же человек "прилетел" мне снова, и ментор уже сориентировал на ответ в работе с "проблемными клиентами". Похожая ситуация была с другим клиентом, который хотел вернуть товар, но срок возврата прошел, и этот клиент тоже два раза ко мне прилетал. В этих четырех случаях клиенты мне влепили по 1 звездочке, то есть недовольны ответом, не помог и так далее. В дальнейшем я умудрился хватануть еще один "кол", но получил и две пятерки, одну четверку, и одну тройку. Всего за 5 часов практики я закрыл 36 обращений.
Перед практикой нам озвучили требования для успешного прохождения, в числе них - среднее время закрытия вопроса - не более 10 минут, и оценка клиентов от 40%. Если клиенты оценку не поставили, то оценка не считается в расчете. Считаются только поставленные. То есть в моем случае, (5*1+3+4+5*2)/9=24%. Но, в принципе, даже и без тех двух "проблемных" клиентов я не набрал 40%. Тут всё по-честному.
В процессе практики я понял, что ну на ненапряжную работу за маленькие деньги эта работа не тянет. Несмотря на то, что в процессе появляется состояние "потока", время летит незаметно, и действительно очень увлекательно, но выматывает. Я бы не смог так работать продолжительное время. Мне было бы комфортно закрывать обращение за полчаса, например, а всё, что свыше пяти минут уже - отсутствие премии или депремирование, а если средняя будет больше чем 10 минут, то с тобой просто попрощаются. Есть и другие параметры, KPI, по которым могут и депремировать, и уволить.
Ну и когда учитель написала, кому можно пойти на пересдачу практики, я отказался. Потому что даже если я вдруг и пройду, то работать комфортно не смогу. Если бы хотя-бы там были смены по 4 часа в удобное для меня время, можно было бы еще подумать, но минимум 8 часов, да еще с таким напрягом... Не для меня.
Я могу гораздо более спокойно зарабатывать такие же деньги, если обращусь буквально в любое бюро переводов как переводчик. По-моему, 100 рублей за страницу там до сих пор минимум, а страница практически любой темы переводится за час.
Хотя, кстати, я нашел на hh.ru бюро переводов, надо уточнить, а то, может быть, 100 рублей уже не минимум)).
Параллельно нашел сервис для "подработки за копейки" у Озона - profit.ozon.ru. Они работают с самозанятыми, дают простые задачи после прохождения кратчайшего обучения, типа "найти такой же товар на другом маркетплейсе", и конкретно вот за такую задачу обещают заплатить 1 рубль 20 копеек. Но что хорошо - можно начать и закончить работу в любой момент. Например, вместо думскроллинга или бессмысленного просмотра утупа заходишь туда, если есть задачи - выполняешь. За два дня я попробовал немножко поработать, ну и в среднем получается что я где-то 40 задач в час закрываю, это 48 рублей)). 48*4*5*4,5=4320 в месяц или 51840 в год! Минус налог, конечно, но этого уже хватит, чтобы "купить стаж" за год. Обещают еще более выгодные подработки, но обещать можно что угодно. По отзывам, раньше платили больше)). Значит, скоро начнут платить меньше.
Короче, резюмирую, в удаленку-потогонку "вкатываться" не хочется. Возможно, для каких-нибудь депрессивных регионов типа Карелии или Псковской области, где минимальные среднедушевые доходы и высокая безработица, такая работа подойдет. Но у нас, во Владивостоке, мне кажется, за 20-30 тысяч можно сторожем 2/2 работать гораздо менее интенсивно. А опыт работы сторожем у меня имеется, в отличие от опыта работы "на удаленке")).
Пока, в общем, буду отдыхать от попыток "трудоустроиться". Не горит совсем ни по времени, ни по деньгам. Оказалось, что у меня есть знакомые, работающие довольно долго "на удаленке", которые в будущем могут что-то приличное посоветовать, в нужных мне рамках. Но пока... Пока продолжу отдыхать).