В этом уроке и нескольких последующих будет немного скучного, но важного. Потому что самое важное обычно и есть самое скучное.
Итак, измерения – для чего они нужны? Как вы думаете, что представляет собой рисунок чего-либо? Сейчас без всяких этих “ … искусство изображать действительное или воображаемое”, “... отдельное художественное произведение” и так далее.
Что, по сути, переносит художник на холст? Он переносит отношения. Отношения форм, размеров, света и теней, отношения различных цветов и оттенков друг к другу. И через эти самые, правильно выстроенные на бумаге отношения, зритель считывает знакомые предметы и узнает их на рисунке. И чем точнее вы передадите их, тем удачнее будет ваша работа.
Для этого художник не смотрит на каждый предмет в лоб. Речь сейчас, разумеется, о рисовании с натуры. Будь то портрет, пейзаж или натюрморт, художник прежде всего смотрит рядом с предметом, но не на него. Он изучает, как соотносятся цвет драпировки и цвет горшка, как расположены относительно друг друга чашки и яблоки, как отличаются по глубине и насыщенности тона падающая тень и рефлекс. Он пытается увидеть и запечатлеть всю композицию целиком. Иначе он напишет несколько независимых друг от друга предметов, но не сюжет. В процессе нашего общения мы еще не раз затронем эту тему с разных сторон, ну а сегодня поговорим о правильной технике измерения пропорций при помощи карандаша – визировании.
На самом деле здесь нет ничего сложного – главное, уметь прищуривать один глаз и иметь твердую, устойчивую руку. Сразу оговорюсь – карандаш для этого лучше брать длинный, потому что величины огрызка может просто не хватить. Можно использовать также и кисть, если недостает длины карандаша.
Итак, при визировании:
– рисующий берет карандаш в вытянутую строго перпендикулярно предмету руку, карандаш в руке располагается горизонтально;
– один глаз закрыт, руку устанавливают так, чтобы кончик карандаша совпадал с левым концом предмета;
– большой палец передвигается вправо, к другой границе предмета, отмечая ее ногтем;
– далее, зафиксировав это положение, нужно повернуть карандаш вертикально и проверить отношения ширины к высоте.
Визирование можно и нужно применять для самопроверки, особенно, пока глазомер развит слабо.
Кстати, один из моих преподавателей для устойчивости руки рекомендовал ее тренировать: вытянуть и удерживать в ней что-нибудь тяжелое. Так что, если вы давно хотели заняться фитнесом, то вот он – идеальный повод!