Найти в Дзене
Вокал без границ

Как петь чисто и попадать в ноты. Можно ли развить музыкальный слух. Мой опыт педагога

Случилось так, что развивать слух стало моим "коньком". Действительно, если нет специальных медицинских показаний, мы все способно слышать и чисто петь, просто у кого то это развито луче, а у кого то хуже. Разберемся что делать во втором случае. Как я уже написала, слышать и чисто петь могут все, если нет специальных медицинских противопоказаний. Проблема чистого пения заключается в том, что в процессе участвует не только слух, да и сам процесс "попадания в ноту" можно разбить условно три этапа: 1. Послушать звук/звуки 2. Услышать звук/звуки внутренним ухом. Для этого должен сложиться некий звуковой отпечаток того, что уже прозвучало. Например, можете ли вы повторить про себя голос мамы, или другого близкого человека, даже если его нет рядом? Можете! Это и можно условно назвать "внутренним слухом", когда у вас есть точный "след" того, что уже звучало. 3. Скоординировать голос и внутреннее ухо. Теперь ВНИМАНИЕ! Мой опыт педагога доказывает, что нет людей "неслышащих", "медведь на ухо н
Иллюстрация из сети. СПЕЦИАЛЬНОЕ ВИДЕО-СЮРПРИЗ МОЖНО УВИДЕТЬ ТОЛЬКО ПОДПИСЧИКАМ КАНАЛА
Иллюстрация из сети. СПЕЦИАЛЬНОЕ ВИДЕО-СЮРПРИЗ МОЖНО УВИДЕТЬ ТОЛЬКО ПОДПИСЧИКАМ КАНАЛА

Случилось так, что развивать слух стало моим "коньком". Действительно, если нет специальных медицинских показаний, мы все способно слышать и чисто петь, просто у кого то это развито луче, а у кого то хуже. Разберемся что делать во втором случае.

Как я уже написала, слышать и чисто петь могут все, если нет специальных медицинских противопоказаний.

Проблема чистого пения заключается в том, что в процессе участвует не только слух, да и сам процесс "попадания в ноту" можно разбить условно три этапа:

1. Послушать звук/звуки

2. Услышать звук/звуки внутренним ухом.

Для этого должен сложиться некий звуковой отпечаток того, что уже прозвучало. Например, можете ли вы повторить про себя голос мамы, или другого близкого человека, даже если его нет рядом? Можете! Это и можно условно назвать "внутренним слухом", когда у вас есть точный "след" того, что уже звучало.

3. Скоординировать голос и внутреннее ухо.

Теперь ВНИМАНИЕ!

Мой опыт педагога доказывает, что нет людей "неслышащих", "медведь на ухо наступил". Есть люди, которые просто торопятся и не проходят все три этапа. Или нет привычки. И все!

Вне зависимости от возраста, пола и музыкального опыта мы все можем петь чисто. Просто мы по-разному реализуем этот непростой трехэтапный путь попадания в ноту. (правильнее сказать в тон)

Что делать?

Главное перестать торопиться. На своих занятиях я торможу желание ученика выдать скорее результат, минуя все три стадии процесса "попадания в ноту". Звучит легко, на деле - это достаточно сложная работа.

Как правило, я не даю петь, пока человек не прослушает эту одну ноту (один тон) достаточно долго, каждому нужно свое количество времени, но постепенно с повторением это время уменьшается и человек уже быстрее попадает в ноту. Дальнейшее развитие - это уже вопрос внимания, так как сложно удерживать внимание на том, на чем его раньше никогда не было.

Тех, кто не попадает в ноты я бы разделила на три категории:

1. Те, кто не попадает в ноты и не слышит этого. (Понимает проблемы только по отзывам близких)

Это ученики, которым нужно выстраивать все три этапа от внимательного прослушивания, до координации.

2. Те, кто слышит, что не попадает в ноты.

Это, как правило, ученики, у которые не успевают только скоординировать голос и слух (третий пункт).

3. Те, кто поет в среднем достаточно чисто, но "папа в детстве сказал, что медведь на ухо наступил".

Тут работает исключительно психологический фактор, который достаточно силен и выветривается минимум за пол года при постоянных записываниях и прослушиваниях себя на диктофон.

Могут попадаться смешанные случаи.

Еще очень важно уметь удерживать внимание. В моей практике был случай, когда девушка очень долго и мучительно координировала все три этапа, до тех пор, пока один раз не пришла на урок сильно уставшая. Внезапно в очень уставшем виде ученица попала во все наши распевки. Т. е. то ли такой "гипертонус" и "лишние действия", то ли сработал накопительный эффект, как часто бывает у детей.

После исправления грубой координации слуха и голоса, дальше я обычно приступаю к пению опевания, дальше угадывание интервалов и ступеней в гамме.

Пение опевания - особенное "волшебное" упражнение, которые настраивает любого на тональность и последующее более острое восприятие звуков. До сих пор удивляюсь, что даже дети легко угадывают интервалы именно после пропевания опевания.

Профессиональные музыканты для того, чтобы повысить чистоту интонирования обычно поют свои произведения нотами (сольфеджирование). Правда здесь стоит оговориться, что сольфеджирование должно происходить только с целью чисто интонировать, ни как не в классе сольного академического пения. Так как спеть гамму на русском языке в одной верной вокальной позиции под силу только профессиональному вокалисту. Но об этом в другой статье.

А с какими сложностями с попаданием в ноты испытываете вы?

Приходите на очные уроки в Москве и я научу вас не только попадать в ноты! :-)

Пение
3339 интересуются