В Москве продолжается экспансия выставок, посвященных моде.
- Отгремела «Облаченная в роскошь. Женщина ар-деко»
До 1 мая в усадьбе Измайлово продлится выставка, посвященная моде в самой таинственной сфере женской одежды - нижнему белью - Даже Старый Английский двор вспомнил легендарного модельера, Надежду Петровну Ламанову.
Теперь настала пора Музея Москвы и «Дома моделей. Индустрия образов», Выставка открылась к 8 марта, явно обозначая свою целевую аудиторию («Если у мужчин есть свои дела, они спокойно могут заняться ими. Думаю, что наша продукция больше заинтересует женщин»), и продлится до 18 июня.
Поводом стало 100-летие открытия в Москве первого теоретического и одновременно художественного центра искусства моделирования одежды Ателье мод, ставшего прообразом будущего Дома моделей одежды.
Этот проект Музея Москвы продолжает серию выставок музея, посвященных художественным экспериментам XX века:
«Ткани Москвы»,
«ВХУТЕМАС 100. Школа авангарда»
«Электрификация. 100 лет плану ГОЭЛРО».
Вчера я забежала сюда ненадолго, поэтому сегодня краткий обзор. Полагаю, что стоит идти с экскурсией, иначе это будет не история, а просто платья и фотографии. А история тут неожиданно оказалась любопытная. Начинаешь жалеть о безвременно почившем "Музее моды".
Выставка решена как вольная трактовка "Дома моделей" с подиумом, манекенами, столами для раскройки и пошивочными цехами.
Естественно, выставка посвящена советской массовой моде.
С появлением СССР озаботились созданием одежды для всех, отказавшись от индивидуального буржуазного подхода. (Публика не отказалась, поэтому и ателье выжили). Нужно было создавать лекала одежды на все случаи жизни и рассылать их по швейным объединениям по всей стране.
Дом моделей - это дом, где создавались модели одежды, а не царили манекенщицы. Манекенщицы были тоже, но числились простыми работницами со скромной зарплатой, на которую нужно было самим и косметику, и колготки покупать для показов. Единственная привилегия - выезд зарубеж на показы. Но брали не всех, а только лучших, замужних и желательно с детьми - такой домашний якорь.
Так вот в Доме моделей работали модельеры, которые в первую очередь создавали одежду для всех. А чтобы показать, что мы тоже не лыком шиты и готовы участвовать в международных показах, то создавали единичные модели исключительно для показов.
«Русская» мода привлекала внимание зарубежных модельеров на протяжении всего двадцатого столетия: богатство отделки, разнообразие форм и материалов русского костюма завораживали европейских художников неистовой красочностью и декоративностью. Особенно живой оказалась память о «Русских сезонах» Дягилева, которые в начале века вдохновили Поля Пуаре, а в 1976 году вновь отразились в коллекции Ив Сен-Лорана, которая так и называлась - Opera-Ballets Russes. Во многом поэтому, выезжая за границу, ОДМО (Общесоюзный дом моделей одежды) готовил особые экспортные коллекции, где сознательно преобладали модели с отсылками к историческому костюму разных союзных республик: сарафанный силуэт, высокие сапоги, павлопосадские платки, бурки, черкески, папахи, вышивка, меховые шапки, косоворотки.
Важным рубежом в истории советской моды стал 1967 год. Тогда в Москве был организован крупнейший фестиваль моды, где ОДМО впервые продемонстрировал коллекцию, разработанную для Экспо в Монреале. В большей части моделей использовались мотивы русского традиционного костюма, но главной моделью показа стало вечернее платье «Россия», созданное Татьяной Осмеркиной и визуально отсылавшее к краснофонной новгородской иконе.
«Вечернее платье из ткани для верхней одежды - легкой шерсти-букле. Из-за ткани у платья появилась монументальность, а благодаря крою по косой оно стало пластичным. Так что, когда манекенщица Мила Романовская в нем вышла, а делала она это всегда стремительно, платье в движении выглядело еще интереснее. На голову я сделала легкий шарф из шелка, который летел за ней красным облаком», - вспоминала художница.
Платье отличалось лаконичностью и элегантностью силуэта, величественность поддерживалась контрастным сочетанием кумачовой ткани с теплым золотым в отделке. Оно покорило внутренний совет ОДМО - в нем увидели олицетворение современности с очевидной опорой на русский фольклор.
В итоге платье «Россия» гастролировало буквально по всему свету, превратившись в символ ОДМО и советской модной индустрии в целом, но судьба единственного экземпляра платья неизвестна. После показа вернули в архив. А со временем все архивы Дома моделей куда-то пропали. Вместе с платьем «Россия». Специально для выставки его восстановили из аналогичных материалов по архивным фотографиям и воспоминаниям современников.
Помимо творческих экспериментов для иностранных показов, модельеры обязаны были внедрять в коллекции национальные элементы разных республик. Для этого их отправляли в командировки раз в полгода, от куда они привози отчеты с эскизами. Далеко не все шло в производство, вернее, почти все шло в стол. Зато сохранились некоторые интересные творческие альбомы.
Мало было нарисовать и сконструировать модели, их еще нужно было произвести. А легкая промышленность у нас как всегда. Где брать ткани с такими рисунками, где фурнитура, где хлопок и сатин? Короче, в магазины попадала одежда, далекая от того, что придумывали модельеры. Но это мы и так знаем.
А молодежь, мне кажется, не верит в историю повального дефицита, цензуры и считывает красивую картинку эскизов и восстановленных костюмов. Тут действительно есть, что посмотреть: эскизы и проекты коллекций женской, мужской и детской одежды, многочисленные издания с выкройками, фотографии, теле- и видеохронику знаменитых показов.
Есть еще и образовательная программа, я бы еще и показы работ современных модельеров в нее включила, но, кажется, это уже другая история.😉
Пойдете на выставку?
Место проведения: Музей Москвы, 1 корпус
Стоимость билетов: 400 рублей, действуют льготы и Пушкинская карта, каждое третье воскресенье месяца - бесплатный вход в рамках музейной недели.
Дочитали? ставьте лайк, добавьте мой канал в свою ленту, чтобы не пропустить новые публикации.
Я на других площадках:
Инстаграм / Facebook / Вконтакте / Одноклассники / Телеграм