Как появилась современная роботизированная техника, поддерживающая японскую экономику? Считается, что в ее основе лежит уникальная часть японской культуры, под названием «Каракури-нингё». Мы решили взять интервью у мастера по изготовлению кукол Каракури Ёродзуя Нихей и разобраться, так ли это на самом деле. В этом нам помог отец сооснователя нашей компании – Юджи Мацуда.
1. О современной японской промышленной технологии
Мацуда Юджи (далее М): Большая часть роботов в настоящее время производится в Японии, развитие робототехники в стране процветает. 6 из 10 самых крупнейших в мире промышленных роботов находятся на японских предприятиях.
Ёродзуя Нихей (далее Ё): Почти половина промышленных роботов была создана в Японии и действительно находится в эксплуатации на территории нашей страны. Особым спросом промышленные роботы пользуются в японской автомобильной промышленности, в значительной степени поддерживая ее. Индустрия роботов сильно влияет на автомобильную отрасль Японии, поэтому и напрямую влияет на экономику страны в целом.
2. О истории развития японских технологий
М: Современное японское общество уже сложно представить без роботов. Японцы с детства знакомы с ними по манге (японские комиксы) и аниме (японские мультфильмы), роботы не вызывают у нас удивление. Промышленная робототехника – совсем другое дело. Как она развивалась с течением времени?
Ё: Для того, чтобы во всем разобраться, нам нужно вернуться на несколько сотен лет назад в Японию эпохи Эдо (1603—1868). В эти годы Япония была закрытой страной, поэтому академические знания и технологии не поступали из-за рубежа. Считается, что именно по этой причине развитие науки отстало от западных стран той эпохи. Однако, переданная в 1500-х годах с Запада технология изготовления механических часов быстро распространилась по всей Японии и уже к концу XVI века многие японцы научились делать часы. Таким образом, с применением западной технологии появились так называемые «вадокей» (традиционные японские часы), которые из-за высокой цены могли позволить себе только очень богатые люди.
М: Что из себя представляют «вадокей»?
Ё: В отличие от Западной Европы, где тогда использовали «метод фиксированного времени», чтобы разделить день на 24 равных части, в Японии разделили день на 6 дневных и 6 ночных промежутков. В японской системе дневные часы были длиннее в летнее время и короче в зимнее, и наоборот. Это отличало ее от традиционной европейской системы измерения времени с постоянной величиной часа.
М: Это означает, что западные технологии применялись в жизни японцев, но менялись, чтобы соответствовать традициям Японии.
Ё: Совершенно верно. Технология, заложенная в основу традиционных японских часов, стала использоваться в популярных для того времени механических куклах Каракури. Каракури-дзуй – это самая старая инженерная книга по механике в Японии, где детально описывается устройство Каракури-нингё. Считалось, что движения кукол были не просто автоматизированы, но и обладали особой чувственностью, свойственной японцам. С каждой новой идеей, которая дополняла первоначальную технику, движения Каракури-нингё становились все более сложными. Именно поэтому считается, что искусство создания этих кукол оказало огромное влияние на индустрию роботов.
3. О Каракури-нингё
M: Кажется, чтобы лучше узнать об индустрии роботов в Японии, необходимо понять, что же из себя представляют Каракури-нингё. Слово «каракури» переводится как «механическое устройство, созданное чтобы дразнить, обмануть или удивить человека». Оно также используется в широком смысле для трюков, где применяются механические элементы различных устройств, таких как часы, ткацкие станки и т.д.
Ё: Каракури-нингё – это механическая кукла. Однако, существует три основных типа Каракури-нингё.
М: Вы могли бы подробнее рассказать про эти куклы?
Ё: Да. Прежде всего надо отметить Даси-каракури. Это кукла используется в религиозных праздниках и размещается на специальной праздничной платформе (даси). Она состоит из нескольких уровней: на верхнем размещаются куклы, на среднем уровне находится кукловод. Управление куклами Каракури отличается от принципа работы западных марионеток, которыми манипулируют сверху при помощи специальных нитей. Кроме того, некоторые куклы Каракури с автоматическим механизмом внутри способны двигаться самостоятельно на платформе, без участия людей. Эти куклы могут танцевать и бить в барабан.
Второй тип – Дзасики-каракури. Это маленькие куклы для игр в комнатах. Раньше их использовали в богатых семьях в качестве игрушек. Их можно назвать первым в Японии роботом для домашнего развлечения. Некоторые из кукол умеют спускаться по лестнице и даже стрелять из лука. Самая известная Дзасики-каракури – это Тяхакоби-нингё или кукла, подающая чай. Хозяин дома ставил чашку на поднос, который держала кукла. После этого она начинала двигаться к гостю, а когда гость снимал чашку с подноса, кукла останавливалась и замирала. Гость допивал чай и как только он ставил чашку на поднос, кукла разворачивалась и возвращалась к хозяину. Двигаясь, кукла «шагала» ногами и наклоняла голову то вверх, то вниз.
Третья разновидность кукол – Бутай-каракури. Они используются в театре и развлекают широкую публику. На сцене одновременно могут находиться сразу несколько кукол. Они работают благодаря сочетанию механизмов и специальных нитей. В некоторых куклах установлены особые пружины для автоматического перемещения. Пружинный механизм заводится вручную таким образом, что после запуска кукла начинает двигаться самостоятельно. В других используется вода, песок или ртуть в качестве источника энергии. С давних пор пружиной служил китовый ус, потому что изготавливать механические пружины еще не научились. Китовый ус обладает высокой прочностью и эластичностью, что позволяет ему заменить пружину. Сам ус имеет длину в несколько метров, но используется он только после нарезки на особом станке и обработки в горячей воде для смягчения. Сейчас его не часто можно встретить, но до распространения пластмассы китовый ус использовался в самых различных целях. Сегодня цена одного китового уса может достигать 2,3 млн. иен. Поэтому его почти не используют из-за дороговизны.
М: Много ли усилий требуется для создания одной пружины? Сколько времени уходит на изготовление одной куклы?
Ё: Время изготовления отличается и зависит от типа куклы, но в целом весь процесс занимает около года. Только на создание лица уходит один месяц. Перед изготовлением куклы есть еще одна важная ступень – подготовка материала. Она заключается в сушке дерева, а это примерно 10 лет. Кроме того, куклы изготавливаются исключительно из японского кипариса и только из натуральных материалов. Например, для головы куклы используют краску, полученную старинным способом из растений. Клей делают из костей и внутренних органов рыб. Поскольку натуральный материал имеет свойство портиться, необходимо закончить работу до того, как это случится.
М: Что самое сложное при создании кукол?
Ё: Самое сложное – это работа над лицом куклы. Сложность в том, что, допустив ошибку при его нанесении, уже ничего нельзя будет исправить. Очень важно показать правильное выражение лица, поэтому мастер должен вложить все силы и любовь в эту работу. Это очень тонкий и кропотливый труд, ведь выражение лица меняется в зависимости от угла, под которым на него смотреть. При ремонте куклы можно заметить приемы каждого из старых мастеров. Сразу становится понятно, насколько тщательно были проработаны все элементы. Например, поскольку раньше не было электричества, лицо куклы делали белоснежным, чтобы его было хорошо видно при любом освещении. Также и мимику лица куклы легче рассмотреть на белом фоне.
М: Получается, мастера должны обладать глубокими познаниями в самых различных областях, будь то механика, скульптура или живопись.
Ё: Раньше было много мастеров. Поэтому производство и ремонт кукол делили на части. Но во время войны многие куклы были сожжены и их количество значительно сократилось. В то же время и мастеров стало меньше, поэтому все функции стал выполнять один человек.
М: Полюбоваться куклой – драгоценная возможность. Сейчас вы можете увидеть куклы на фестивалях, традиционных праздниках или в архивах. Наша компания M’s Planning (японский офис компании Japonica) располагается в регионе Тюбу, а здесь сохранилось очень много Даси-каракури.
Ё: В настоящее время осталось около 400 Каракури-нингё. Удивительно, что до сих пор сохранилось так много механических произведений искусства 18 века. Я думаю, это ценный и удивительный опыт – увидеть вживую на традиционных праздниках старинные Каракури-нингё, которых люди оберегали столетиями. Возможно, это связано с тем, что в регионе Тюбо своё предприятие открыла компания Toyota и автомобильная промышленность здесь очень развита.
4. Об истории и эволюции Каракури-нингё
М: Так для чего создавались Каракури-нингё и как они получили широкое распространение среди людей? Единственным их отличием от обычных кукол является то, что они умеют двигаться?
Ё: Изначально Каракури-нингё создавались для богослужения. Куклы были созданы как объект, притягивающий к себе божества. Поэтому их часто использовали на религиозных праздниках и размещали на даси. Сначала это были простые куклы. Затем появились люди, которые захотели переставить движущихся кукол на платформы даси, которые уже были популярны благодаря театральным постановкам. После этого число фестивалей с использованием Каракури-нингё стремительно увеличилось. Тем не менее, если рассматривать конструкцию кукол и механизм управления, то становится понятно, что технология их разработки отставала от подобной в Европе и Америке того времени. Особенно уступает сама технология, которая приводит куклу в движение. Тогда главной целью было не показать механическую куклу, а передать с ее помощью преданность Богам. Технологию намеренно не развивали, так как боялись, что куклы могли сломаться прямо во время фестиваля – на движущейся даси починить их было бы сложно. Их механизм был максимально простым.
Как я упоминал ранее, технология создания часов, привезенная из Европы, стремительно переросла в технику Каракури. Около 500 лет назад часы в Японию были привезены христианскими миссионерами и стали распространяться среди людей. Но когда часы ломались, их надо было чинить. Благодаря тому, что ремесленники ремонтировали часы множество раз, они поняли принцип их работы и сами стали создавать часы. Технология постепенно адаптировалась к жизни японцев, и, в конечном счете, это породило вадокей (японские часы). В дальнейшем технологию применяли для создания механизма в куклах. Так родилась Тяхакоби-нингё, о которой я упоминал ранее. Эта кукла была первой, в которую внедрили автоматическую систему, движущеюся при помощи пружины. Без преувеличения можно сказать, что эта кукла стала прародительницей современных роботов. Сначала ее позиционировали как куклу для людей из высших кругов. Появление таких кукол на приемах производило большое впечатление на гостей. Чуть позднее их стали использовать в торговых лавках и выставлять на всеобщее обозрение.
М: Значит, люди могли встречать Каракури-нингё не только на фестивалях, но и в общественных местах, что повышало их узнаваемость.
Ё: Да, люди были очень довольны. Получилось отрегулировать движение в сторону клиента, но этот механизм был очень сложным. Когда люди поняли, что куклы почти как живые, они начали вызывать у них восхищение и стали популярны в мгновение ока. Затем технология изготовления Каракури-нингё начала стремительно развиваться и механизм, помещенный внутрь куклы, становился все более сложным. 150 лет назад была изобретена Модзикаки-нингё. Эта куклы умела писать иероглифы. У куклы были кисть и чернила, с помощью которых она писала на бумаге. Все было рассчитано до мельчайших деталей: расстояние до бумаги и давление кисти. Кукла могла рисовать очень красивые иероглифы. Примерно в то же время появилась Юмихики-нингё – кукла, стреляющая из лука. Она доставала стрелы из колчана, а лук вкладывали ей в руку. Выстрелить из лука она могла четыре раза подряд. Был продуман не только механизм, позволяющий кукле стрелять из лука, но и каждое ее движение, имитирующее поведение человека. Даже сейчас мы каждый раз удивляемся, когда видим что-то подобное. Считается, что эти куклы были венцом творения среди Каракури-нингё. В итоге, куклы, созданные в качестве объектов, которые притягивают к себе божества, положили начало создания механических роботов.
5. О куклах, которые создавались для богослужения
М: Тот факт, что куклы изначально создавались для богослужений, делает их священным предметом.
Ё: Это так. Считается, что впервые Каракури-нингё разместили на даси на фестивали Гион-мацури, который проходит в Киото. Гион-мацури – традиционный фестиваль в Киото, который ежегодно проводят в июле начиная с 9 века. Сейчас этот фестиваль стал неким символом Японии. Куклы, которые помещали на даси, должны были приглашать Богов на фестиваль. Даси ремонтируют и подготавливают в каждом городе вокруг храма. С давних пор в Японии считается, что Боги живут в горах, скалах, деревьях и т.д. Считалось, что создание маленькой горы в городе способно задержать Богов во время фестиваля, так появились первые даси. Позднее на них начали размещать Даси-нингё. Чтобы порадовать Богов каждая даси украшалась по-особенному, а для кукол шили красивые наряды. Вместе с даси по городу проходят музыканты Гион-баяси, которые аккомпанируют процессии на традиционных инструментах. Люди собираются вокруг, наблюдают за происходящим и наслаждаются музыкой. Среди инструментов у музыкантов: цудзуми (традиционный японский маленький ручной барабан), нокан (японская дудка), сёко (японские ударные инструменты – гонги и барабаны). Куклы, помещенные на платформу, могут танцевать под заданный музыкантами ритм.
Ё: Японцы уже давно осознали всю важность Каракури-нингё, поэтому они тщательно следят за тем, чтобы куклы появлялись на различных мероприятиях и фестивалях. В старину люди полагали, что праздник проходит всего лишь один раз в году. В те времена фестиваль был способом взаимодействия и общения с Богом. Поэтому люди очень серьезно подходили к его подготовке. В Японии есть выражение «итиго итиэ» - «любая встреча - лишь раз в жизни» (принцип чайной церемонии, выражающий неповторимость каждого мгновения). В фестивали заложен смысл этой многовековой фразы. Думаю, что к рядовым мероприятиям подобная идиома не применима. В нем не отражается тот мистический смысл, который люди вкладывают в фестиваль. Поскольку фестивали связана с богослужением, японцы позаботились о сохранении традиций на протяжении столетий. Богослужения продолжались всегда, несмотря на землетрясения, войны или другие стихийные бедствия. Какури-нингё ассоциируются у людей с фразой «итиго итиэ», поэтому они с таким трепетом к ним относятся. Старый японский народ дорожил вещами и инструментами больше, чем сейчас. Люди объединились с машинами, как вадокей и Каракури-нингё. Все это стало возможно благодаря людям, которые хотели делать что-то во благо других. Поэтому срок их службы очень продолжительный. А самих кукол бережно хранили и передавали по наследству, потому что понимали – это важно для многих людей. Именно такой японский склад ума и подход к делу помог развитию технологий и дальнейшему обогащению культурной жизни людей.
6. С благодарностью за основу японской промышленной технологии
М: В современном мире люди считают, что роботы были созданы для более тесного взаимодействия с людьми. Из множества фильмов может сложиться впечатление, что роботы когда-нибудь могут выйти из-под контроля и нанести людям вред. Но технология изготовления Каракури-нингё, которая была разработана в Японии, была рождена для того, чтобы приносить людям радость и пользу. Технология Каракури – это не просто техника изготовления кукол. Можно сказать, что она сыграла важную роль в передаче знаний из поколения в поколение, а также для стимулирования интереса к индустрии роботов. Кажется, что поддержка робототехники неизбежна для современной Японии.