О том как на самом деле снимается кино рассказала Виктория Токарева в своей книге "Между прочим". А дело было так. С ней заключил договор "Мосфильм". Это был первый сценарий Виктории. За основу брался ее же рассказ "День без вранья". Кинофильм должен был снимать Андрей Ладынин - сын Ивана Пырьева и Марины Ладыниной.
В помощь 26-летней Токаревой придали Эльдара Рязанова и Георгия Данелию. Первый выступал как худрук, второй - доводчик уже написанного сценария. Как понимает читатель, плохого своему сыну Иван Пырьев пожелать не мог, и сделал для его первого фильма просто царский подарок. Время доказало это. И Рязанов и Данелия и Токарева вошли в историю советского кинематографа. Они и создавали великое советское кино.
Однако, Пырьев - младший (Ладынин), прочтя готовый сценарий, вильнул. Он придрался к тому, что Данелия исказил первоначальный замысел. Токарева это признает. Но замечает, что есть закономерность - чем примитивнее сценарий, тем лучше получается фильм. Парень сбежал. На кой ляд - непонятно. Триумвират сделал бы из сценария фильм-конфетку. Тут к бабке не ходи - успех был очевиден. А папа - кинобосс пробил бы и высшую категорию постановке и прокат. Сглупил, короче, Андрей Ладынин.
За постановку взялся друг Рязанова Алексей Коренев. Вика Токарева каждый день приходила на съёмку и обалдевала все более и более. Крепкий сценарий превращался в халтуру. Актеры несли отсебятину.
Вика бросилась за помощью к жене режиссера, которая ежедневно крутилась в павильоне. И знаете, что ответила жена?
- Алексей с утра не жравши! Он умрет, и мои дети сиротами останутся... Потом находила взглядом Алексея и кричала:
- Алексей, съешь апельсинчик!
Сказать, что это было оскорбительно для Токаревой - не сказать ничего! Она с Данелией выверяла каждое слово, а тут всем пофиг.
Главную роль играла Валентина Малявина. Ей и не надо было ничего играть. Просто нужно было хлопать своими черными как омут глазами. Но и эти "омуты" не спасли фильм, его закрыли - сняли и положили на полку. Интересно, что расстроилась и обиделась одна лишь Виктория. Но обиделась не на режиссера, а на.... государство. О своем горе она сообщила жене Георгия Данелии Любови Соколовой. Та ей мирно посоветовала:
- Теперь плачь и вытирай слезы о кулак.
Вот так начинали складываться отношения треугольнике Токарева-Данелия-Соколова. Но это другая тема. Я же спрошу читателей. Друзья, коллеги, умники и умницы. Ну, если государство дает деньги и выступает кинопродюсером , то имеет право на свое, решающее мнение? Ведь сегодня продюссируют фильмы неизвестные дяди и попробуй перечить их взглядам и вкусам. Я что-то не слышал жалоб от артистов и режиссеров на нынешних продюсеров. Все они ими довольны. А на выходе получаем "Любовь-морковь".
P. S. Да, речь идет о фильме "Урок литературы" (1968 г.)