Новая забота ГМП "Исаакиевский собор"
Музей-памятник взвалил на себя ношу гигантскую - ему отдали в распоряжение дворец Зинаиды Юсуповой на Литейном, 42. Зная колоссальный реставрационный опыт и профессионализм всего коллектива во главе с профессиональным музейщиком высочайшего класса Юрием Витальевичем Мудровым хочется надеяться на успех. В то же время глядя на чёрный, вечно закопчённый фасад здания, сильно выдвинутый к напряжённой транспортной магистрали - по Литейному даже таксисты предпочитают не ездить и пытаются как-то миновать эту вечную пробку города, а также, видя запущенность интерьеров этого красивейшего дворца, в котором каких только организаций не побывало, нимало не заботившихся сохранностью здания, понимаешь, насколько трудна реставрация.
Временщики эксплуатировали здание, нарушая всё, что можно и нельзя было нарушать, не придерживаясь никаких техник безопасности и хоть сколько-то приемлемых условий содержания.
В распоряжение ГМП "Исаакиевский собор" здание поступило 6 января сего года.
С этого момента начат длительный и трудоёмкий процесс исследования состояния здания, подчас преподносящий неприятные сюрпризы и открытия.
Позднее от начальника отдела реставрации и капитального ремонта Геннадия Сергеевича Полунина узнали, что прежде всего надо решить проблемы с кровлей - протечки видны повсюду на 2-м этаже. Как ни странно, фундамент в лучшем состоянии, чем можно было ожидать, тем не менее даже сроков окончания процесса исследования не ставят - поспешишь и что-нибудь пропустишь, а ошибки здесь недопустимы, у них слишком высокая цена!
На первый взгляд некоторые помещения совсем даже в приемлемом состоянии, но, стоит только взяться за электросети, вентиляцию, отопление - всё не так-то нормально, а совсем наоборот, просто в аховом состоянии, а без этого эксплуатировать здание и планировать какие-то мероприятия в нём невозможно.
Попытались обеспылить некоторые залы - белые кружева лепнины просияли, но пол под "неправильным ковролином" оказался на грани разрушения. До начала пресс-тура была возможность побегать по залам.
На столах в Золотой гостиной лежали евробуклеты об истории дворца, подготовленные сотрудниками ГМП во главе с директором Ю.В.Мудровым.
Об истории дворца: Особняк, достроенный в 1859 году, окончательно отделан, вероятно к 1961 году - время освящения домовой церкви, в которой красавица-хозяйка Зинаида Ивановна Юсупова венчалась с графом де Шово, французским подданным, и вскоре переехала с ним в собственное имение под Парижем, где умерла в 1893 году. Дом был завещан младшему сыну её внучки Зинаиды Николаевны Юсуповой - Феликсу Юсупову, впоследствии известному как участник убийства Григория Распутина в 1916 году. А пока в 1907 году князь, которому было где жить в Петербурге и без этого дворца (как известно, в Петербурге ещё 2 дворца-усадьбы Юсуповых: на Мойке, где теперь музей, и на Фонтанке, где теперь Университет железнодорожного транспорта), основную часть помещений сдал в аренду Театральному клубу при Союзе театральных писателей на 9 лет. Клуб неожиданно приказал долго жить в 1911 году, а потом грянула Первая мировая война, и Юсупов разместил во дворцах на Литейном и на Мойке лазареты для раненых солдат. В 1916-м за убийство Распутина князя выслали из России, а в 1917 в ходе революций здание было национализировано.
Также можно почитать о дворце и полюбоваться фотографиями интерьеров разных лет в https://www.citywalls.ru/house663.html
В "президиуме" появился Юрий Витальевич Мудров - директор ГМП "Исаакиевский собор" и начал рассказ о передаче в управление музею этого многострадального особняка
Идея организации "Музея реставрации" занимает Юрия Витальевича давно. Будет ли возможность устроить этот музей здесь, в особняке, где так много сохранилось первоначального декора, пока твёрдо сказать музейщики не могут, но желание такое есть
Даже сколько продлится процесс изучения здания, сказать не берутся. Этот важный процесс нельзя ускорять волевым путём.
Но, как говорится, чем говорить о состоянии интерьеров, лучше их увидеть. И мы отправились сначала по второму этажу с заместителем директора ГМП по научной работе Анной Викторовной Головановой. Начали с зала, где говорил Ю.В.Мудров, с Золотой гостиной
Здесь пол лучше всего сохранился. поблёкла, но осталась позолота, на потолке лепнина и живописные вставки... В следующем Белом зале уже помыли окна, провели обеспыливание
Журналистка упорно спрашивает об оценке сохранности интерьеров. Анна Викторовна отвечает, что внешне можно сказать, что всё в целом не так уж плохо, и, в то же время, абсолютно всё, что касается сетей, нуждается в ремонте, а декор - в серьёзной ревтаврации.
На площадке 2-го этажа парадной лестницы
Синий кабинет. Световой фонарь на потолке закрашен.
Когда Юсупов готовился сдать дворец в аренду, всё, что можно было снять и перевезти, было отправлено во дворец на Мойке. Между прочим, гобелены из дворца на Мойке сейчас украшают коридоры Эрмитажа, а в юсуповском дворце на стенах живописные копии. Сотрудники ГМП изучают историю дворцовых вещей. У них большой поисковый опыт. До сих пор кое-что удаётся найти и вернуть в Исаакиевский собор, например, недавно нашлась в Пскове плащаница из Спаса на Крови.
Эту гостиную помню по давней экскурсии в "Дом просвещения", чудными каминами гордились, но в гостиной стояла казённая современная мебель и сидели сотрудники лектория. Всё-таки никакое другое учреждение не сможет сохранить уникальные интерьеры, кроме музея.
С балкона сняли многокилограммовый декор, угрожавший обвалиться на головы прохожих.
Из Малахитовой гостиной вышли на парадную лестницу и прошли сквозь Розовую гостиную, которая реставрируется уже лет 30, сквозь так же заваленную хламом картинную галерею, где потолок сохранился, вышли в Готическую парадную столовую.
Готической нельзя теперь назвать - это использовалось как кинозал, а потом служило складом. Кстати, когда у ГМП отобрали Смольный собор, именно сюда свезли имущество музея из собора. Помещение было разделено на секции временными перегородками, на потолке висела сетка, чтобы на голову не упала лепнина с потолка (по крайней мере сетка могла затормозить обрушение). Живопись из овальных просветов на потолке сейчас демонтировали из-за протечек.
Взгляд в окна на бывший парадный двор дворца
По парадной лестнице спускаемся на первый этаж. На лестнице, лучше других помещений сохранившей свою красоту, световой фонарь не закрашен, люстра сохранилась и лебёдка осталась, позволяющая опускать люстру для замены лампочек
На первом этаже в коридоре без окон висят живописные овалы, снятые из-за протечек со 2-го этажа. Проход в концертный зал. Дворец перестроен был ещё при Юсупове. Вместо зимнего сада на 3-м этаже, который обожавшая цветы Зинаида Ивановна особо оберегала, и где было множество сортов камелий, о чём нам рассказали, проходя по коридорам 1-го этажа, перекрыв часть двора, где тоже был сад и росли драгоценные деревья, соорудили концертный зал с амфитеатром и балконом - чугунная решётка осталась от зимнего сада. Сначала мы попали в бывшую библиотеку общества "Знание"
Пока ещё не ясно, как будет использоваться дворец. Желание ГМП сделать музей реставрации Петербурга возможно осуществится в этом особняке. Точно, что концертный зал оставят как есть, разумеется усовершенствуют, но тут будет концертная площадка для хора ГМП и других мероприятий.
Потом шли по коридорам и смотрели в окна на дворы.
Там много коридоров, глухих и с окнами. Здесь, на первом этаже меньше осталось декора, всё было перестроено, перегорожено
На этом пресс-тур почти закончился. Почти, про вкусные булочки, которыми нас угостили к пасхе, писать не буду. За чаем порасспрашивали ещё Юрия Витальевича Мудрова. Он просил не искать подвоха в этой передаче дворца в управление музею. И не буду искать. А вот выход усадьбы на улицу Чехова очень захотелось посмотреть и мы с коллегой отправились туда. Об этом в следующем материале.
Все фото 17 апреля см. в альбоме https://vk.com/album-25385197_291393904
#cathedral_ru