Этот ранний нидерландский живописец родился в голландском городе Харлеме, но большую часть своей творческой карьеры провёл в Лёвене – городке на территории современной Бельгии. Дирк Баутс (годы жизни 1415-1475) быстро стал ведущим художником этого города, находящегося к востоку от Брюсселя – нынешней столицы государства. Именно здесь он и получил сразу несколько престижных заказов. Большинство его работ представляют собой либо небольшие религиозные картины и портреты, либо огромные религиозные произведения, изображающие сцены из Библии.
Несмотря на то, что он по праву считается одним из самых известных и новаторских мастеров Северного Возрождения XV столетия, положительно точно ему приписывается лишь две картины. Но независимо от этого, многие другие работы, также, вполне вероятно, были созданы им, поскольку некоторые искусствоведы основывают их атрибуцию на стилистических элементах мастера эпохи Возрождения. В этой статье вы откроете для себя некоторые из самых известных картин в карьере Дирка Баутса – замечательного художника, на которого сильно повлияли произведения Рогира ван дер Вейдена (годы жизни 1399-1464) и Яна ван Эйка (годы жизни 1390-1441).
1 место. «Алтарь Святого Таинства»
- Дата создания: 1464-1468 годы
- Размеры: 88 х 71 сантиметр
Произведение «Алтарь Святого Таинства» представляет собой картину-триптих от Дирка Баутса, состоящую из центральной панели и двух боковых панелей с двумя сценами в каждой из них. Центральная панель представляет собой замечательное произведение искусства, на котором изображается популярная композиция Тайной Вечери.
Данная работа представляет собой один из самых первых примеров линейной перспективы на территории Северной Европы – одной из техник, которая и сделала Баутса таким влиятельным художником в этой части континента. На боковых панелях творения отображаются различные библейские сцены. Картина и по сей день висит в той самой церкви, для которой и была изначально заказана, а ведь с тех пор прошло уже почти шесть сотен лет.
2 место. «Мученичество Святого Эразма»
- Дата создания: 1458 год
- Размеры: 34 х 148 сантиметров
«Мученичество Святого Эразма» – одна из нескольких довольно жутких картин кисти Дирка Баутса. Как и следует из её названия, на центральной панели изображена казнь Святого Эразма – христианского святого и мученика, погибшего во время последних гонений на христиан со стороны римлян в самом начале IV столетия.
Римлянам было довольно тяжело казнить данного человека, они предприняли сразу несколько попыток для этого. Он даже сумел бежать из тюрьмы, но, в конце концов, был пойман и жестоко выпотрошен. На боковых панелях произведения изображаются ещё два важных человека: отец церкви Иероним – слева – и Бернард Клервоский – основатель цистерцианского ордена – справа.
3 место. «Богородица и Младенец»
- Дата создания: 1465 год
- Размеры: 27,6 х 37,1 сантиметров
«Богородица и Младенец» – это название одной из нескольких небольших религиозных картин, которые Баутс успел написать за свою карьеру. В XV веке данные типы работ с участием Мадонны пользовались огромным спросом, а всё потому, что их с лёгкостью можно было носить с собой.
Богородица с любовью смотрит на своего маленького сына, предлагая ему для кормления свою грудь. Мать и её сын Иисус Христос находятся в типичной для XV столетия комнате с красивыми украшениями на стене, в окне которой можно разглядеть восхитительный пейзаж.
4 место. «Оплакивание Христа»
- Дата создания: 1460-ые годы
- Размеры: 69 х 49 сантиметров
«Оплакивание Христа» – это название ещё одной картины от Дирка Баутса, изображающей на себе популярную библейскую сцену Страстей Христовых. Мы можем увидеть несколько человек, оплакивающих бездыханное тело Иисуса Христа, в том числе и Деву Марию, которая держит его на своих руках.
Данную сцену изображали многие художники, начиная ещё со времён средневековья и до самой эпохи барокко, но именно версия Баутса показывает нам грубые эмоции скорбящих людей. Произведение было написано на рубеже характерного перехода от эпохи готического искусства к Ренессансу, который и определяет собой всё искусство XV столетия.
5 место. «Портрет Мужчины»
- Дата создания: 1462 год
- Размеры: 31,6 х 20,5 сантиметров
«Портрет Мужчины» – это название небольшого портрета от Баутса, на котором изображается мужчина, находящийся в той же комнате, что и Богородица с младенцем Иисусом на картине, обсуждавшейся чуть ранее. Мужчина смотрит с холста в никуда, а в пейзаже за окном комнаты мы можем разглядеть церковь.
Хотя истинная личность натурщика так и остаётся загадкой, вполне возможно, что на данной картине отображается человек по имени Ян ван Винкель – важный гражданин города Лёвена, где Баутс проживал и работал в последние десятилетия своей жизни. Он также был близким другом художника, что и может с лёгкостью объяснить сей заказ.
6 место. «Вознесение Избранных»
- Дата создания: 1450 год
- Размеры: 115 х 69,5 сантиметров
«Вознесение Избранных» – это название картины, на которой отображаются избранные люди, приглашённые в Царство Небесное. Избранные относятся к той группе людей, которым посчастливилось обрести вечную жизнь на небесах после так называемого «конца времён».
Дирк Баутс был вдохновлён как Бытием 2:10 из Книги Откровения, так и ирландской рукописью под названием «Чистилище Святого Патрика», написанной в XIV веке. Первоначально данная картина была боковой панелью ныне разделённого по частям триптиха с общим названием «Страшный Суд».
7 место. «Триптих “Житие Богородицы”»
- Дата создания: 1445 год
- Размеры: 80 х 217 сантиметров
Произведение «Триптих “Житие Богородицы”» представляет собой широкое полотно, на котором изображаются четыре различные сцены из жизни Девы Марии. Общая концепция всех сцен заключается в библейском искуплении и конкретной роли Марии в нём согласно самой Библии.
Четыре сцены слева направо освещают собой Благовещение, Посещение, Поклонение Ангелов и Поклонение Волхвов. А сама картина была вдохновлена работой под названием «Рождество» (1440-ые годы) кисти Петруса Кристуса (годы жизни 1410-1475). Скульптурные порталы в произведении были вдохновлены прекрасным «Алтарём Мирафлорес» (1442-1445 годы) от Рогира ван дер Вейдена.
8 место. «Христос в Доме Симона»
- Дата создания: 1460 год
- Размеры: 40,5 х 61 сантиметр
«Христос в Доме Симона» – это прорисовка библейской истории, рассказанной в Евангелии от Святого Луки. Согласно ей, Иисус Христос посещает дом Симона-фарисея. Как можно увидеть на этой удивительно красочной картине, как только он входит в дом, женщина начинает плакать и омывать ему ноги.
Симон тут же начинает ругать женщину, так как знает, что она – грешница. Иисус перебивает Симона и говорит хозяину дома, что все её грехи уже прощены. Сцена происходит в довольно маленькой комнате с некоторыми архитектурными элементами, видимыми снаружи. Покровителем и заказчиком сего произведения, вполне вероятно, является молящийся мужчина в белой одежде по правую сторону полотна.
9 место. «Мученичество Святого Ипполита»
- Дата создания: 1468 год
- Размеры: 89,2 х 174 сантиметра
«Мученичество Святого Ипполита» – это картина-триптих, также известная как «Триптих Святого Ипполита». Несмотря на то, что большую часть данной работы нарисовал Дирк Баутс, вполне вероятно, что ему помогал его талантливый коллега по имени Хуго ван дер Гус (годы жизни 1440-1482). Особенно сильно это заметно на левой панели.
Это одна из нескольких картин в творчестве Баутса, на которых изображается изнурительная сцена ужасной казни. Ипполит Римский (годы жизни 170-235 нашей эры) был ещё одним бедолагой, павшим жертвой римских гонений на христиан в III столетии. Он встретил свою смерть сразу после того, как был привязан руками и ногами к четырём лошадям, которые и разорвали ещё живого святого на части.
10 место. «Падение Проклятых»
- Дата создания: 1470 год
- Размеры: 115 х 69,5 сантиметров
«Падение Проклятых» – это ещё одна полностью сохранившаяся панель триптиха «Страшный Суд» кисти Дирка Баутса. Мы уже знаем, что на нём также изображается и «Вознесение Избранных», о котором мы уже говорили чуть выше. Как можно заметить, это обратная сторона медали, так как здесь изображаются люди, ожидающие вечных мучений и проклятия, а не проживания в благоустроенном месте под названием Царство Небесное.
Данный триптих стал одним из нескольких, выполненных по заказу бельгийского города Лёвена, и, хотя его центральная панель со временем была утеряна, боковые панели триптиха всё ещё остаются одними из самых известных работ в карьере Баутса. Не трудно понять, как люди той поры могли быть напуганы подобными страшными произведениями искусства.