Доброго времени суток уважаемые подписчики и гости нашего канала. Сегодня речь пойдёт о важном этапе при строительстве гаража или этапе ремонта уже готового гаража - бетонирование пола.
Бетонный пол в гараже является оптимальным вариантом покрытия, учитывая сложные условия эксплуатации данного вида помещения. Его главными достоинствами являются прочность и долговечность. Но они будут таковыми только при условии грамотного проведения работ по заливке бетона. Казалось бы, залил и пойдёт... Но нет, если хочешь качественное и долговечное покрытия для домика своего «железного коня», необходимо соблюсти некоторые технологические требования. Вот это и обсудим в сегодняшней статье.
Подготовка основания.
Перед бетоннированием пола в гараже, необходимо подготовить основание к заливке. Если оно будет неустойчивым, бетонная плита долго не прослужит. Негативное влияние на неё могут оказать и высокие грунтовые воды, и расположение гаража в низине участка, подтопляемой талыми и дождевыми водами. В таких ситуациях сначала придется подумать о дренажной системе.
Чтобы максимально оградить бетонное покрытие от воздействия воды и обеспечить его прочность, выполняют следующие подготовительные работы:
- отбивают по стенам плоскость будущего пола с помощью любого уровня – водяного либо лазерного. Она не должна быть горизонтальной, как в жилом доме или квартире. Необходимо предусмотреть небольшой уклон в 1,5-2 градуса в сторону ворот либо решетки дренажной канализации, если такая планируется. Например, если длина гаража 6 метров, то уровень пола у дальней стены должен быть на 9-12 см выше, чем у въезда в него;
- если в гараже было старое покрытие, необходимо его демонтировать и вынести;
- если покрытия не было, то необходимо очистить всю площадь от рыхлого грунта до плотных слоев;
- по всему периметру гаража необходимо наклеить демпферную ленту, либо полоски пенопласта или пенополистирола толщиной 2-3 см. Это обязательное условие, так как необходимо обеспечить монолитной плите некоторую подвижность при температурном расширении, чтобы она не ломалась и не трескалась, упираясь в стены;
- подготовленную поверхность засыпают слоем щебня или гравия. Толщина слоя около 15 см. Чтобы слой получился равномерным, в грунт можно забить деревянные колышки или отрезки арматуры. Ориентируясь по ним будет удобнее разравнивать насыпной материал. Его обязательно нужно утрамбовать, используя тяжелый ручной каток, трамбовку, а в идеале – виброплиту;
- подушку из щебня засыпают песком. Толщина слоя песка после уплотнения должна быть не менее 5 см, чтобы все острые грани щебенки были утоплены. Песок желательно брать овражный, с примесью глины, а перед трамбовкой смочить водой – это позволит получить более плотный и связанный слой;
- перед тем как залить пол в гараже бетоном, необходимо выполнить гидроизоляционный слой. Для этого на песчаное основание расстилают водонепроницаемый материал, например, толстую полиэтиленовую пленку в 2 слоя, рубероид или специальную мембрану. Важно, чтобы слой был целым, без прорывов. Края материала укладывают с нахлестом друг на друга не менее 10 см и хорошо проклеивают, а по периметру пленка должна подниматься на стены выше уровня планируемой высоты пола;
- если планируется утеплять пол, то ещё необходимо уложить слой утеплителя, стыки которого также необходимо либо проклеить армированной клейкой лентой, либо клей-пеной.
Армирование.
В постоянно эксплуатируемом гараже бетонный пол для увеличения его прочности необходимо армировать. Для этого применяют сварную металлическую или стеклопластиковую сетку с крупными ячейками размером 10-15 см и толщиной 3-4 мм. Армирование обязательно, если толщина стяжки не превышает 60-70 мм.
Сетку укладывают так, чтобы между нею и слоем гидроизоляции оставался небольшой зазор, для чего под неё подкладывают обломки кирпича, камни или специальные пластиковые подставки "стульчики". Арматура должна оказаться примерно в середине тела бетона. Сетку расстилают параллельными рядами с нахлестом, чтобы не оставалось неармированных промежутков.
Если в будущем планируется отопление гаража теплыми полами, то закладывается контур теплого пола.
Бетонирование.
К данному этапу необходимо тоже относиться серьёзно. Показателем прочности бетона и его сопротивляемости нагрузкам является марка. Она зависит от пропорционального соотношения в растворе всех компонентов и марки используемого цемента. Чем выше марка, тем прочнее получится покрытие. Но избыточная прочность тоже ни к чему, к тому же и стоить такой материал будет дороже.
Какой марки бетон нужен для пола в гараже? Часто рекомендуемый бетон марки М150 не обладает требуемыми для гаража характеристиками. Гораздо лучше будет марка бетона М200, но она больше подходит для статических нагрузок, а в гараже пол постоянно испытывает динамические нагрузки, особенно в в той части гаража, где паркуется автомобиль. Такой бетон впитывает в себя воду и его морозостойкость ограничена 100 циклами замораживания и оттаивания, поэтому долго он не продержится. Оптимальной маркой бетона для создания пола в гараже будет М300 или М350. Такой состав обладает хорошей водонепроницаемостью, устойчивостью к динамическим нагрузкам, при этом выдерживает до 300 циклов замораживания и практически не пылит даже без дополнительной обработки поверхности.
Чтобы приготовить бетон М300, потребуется цемент марок 400 или 500, а также щебень и песок. На одну часть цемента М400 нужно 3,7 части щебня с фракцией до 2 см и 1,9 части сухого песка. Если взять цемент более высокой марки, содержание песка в растворе можно увеличить до 2,2 частей. Также в состав бетона желательно вводить небольшое количество пластификаторов и добавок, повышающих морозостойкость. Вместо песка и щебня удобнее использовать ПГС – песчано-гравийную смесь с высоким содержанием гравия. Для большей прочности можно добавить фиброволокно. Раствор можно готовить самому, либо заказать миксер с требуемым объемом бетона и требуемой марки.
Правильно залить пол в гараже бетоном своими руками, чтобы на нем не было неровностей и впадин, можно с помощью маяков. Их устанавливают параллельно стенам на таком расстоянии, чтобы на них можно было положить имеющееся правило. Обычно оно не превышает 1,5 м, чтобы было удобно растягивать бетон 2х метровым правилом.
Для фиксации маяков между ячейками арматурной сетки выкладывают кучками густой цементный раствор, на них укладывают направляющие и придавливают до нужного уровня. Можно использовать как специально предназначенные для этой цели изделия, так и металлические трубы небольшого диаметра или ровные деревянные рейки.
Чтобы маяки было легче вынуть из бетона, перед заливкой их можно смазать отработанным машинным маслом.
Процесс заливки:
- Приготовленную порцию раствора выливают между соседними маяками у дальней стены и с помощью металлического правила или ровной длинной доски, установленной на них, вытягивают на себя, совершая движения из стороны в сторону с небольшой амплитудой.
- Выступающие из раствора камни утапливают или откидывают.
- В процессе вытягивания контролируют постоянное соприкосновение правила с поверхностью. Если под ним обнаруживается пустота, во впадину добавляют раствор.
- Пока бетон не затвердел, из него вынимают маяки, а углубления от них заливают свежим раствором и разравнивают шпателем.
- На следующий день, пока бетон еще поддается шлифовке, правилом можно стесать получившиеся неровности.
- После застывания покрытия можно обрезать выступающую по периметру гидроизоляцию.
Чтобы на поверхности при высыхании раствора не появлялись усадочные трещины, сохнуть он должен медленно. Поэтому стяжку в первые дни через каждые 8-10 часов нужно поливать водой, особенно если стоит очень жаркая и сухая погода. Если такой возможности нет, полы можно накрыть полиэтиленовой пленкой или мокрыми опилками. Ходить по ним можно будет уже через 1-2 дня, а вот загонять в гараж автомобиль – не раньше, чем через 2-3 недели, когда бетон наберет достаточную прочность (бетон зреет в течение 28 дней).
Каким бы прочным не казался бетонный пол, его поверхность не помешает дополнительно укрепить и защитить от агрессивного воздействия химических веществ, которых в гараже будет немало - это и бензин, и масло, и прочие автомобильные жидкости, оставляющие на пористой поверхности несмываемые пятна.
В качестве финишного защитного и декоративного слоя можно использовать:
- специальные пропитки для бетона на эпоксидной, акриловой или полиуретановой основе;
- краски с аналогичным составом или резиновые краски;
- наливные полы;
- различные облицовочные покрытия, например плитка.
Бетонная стяжка пола в гараже долговечна, экологически безопасна и практична. Данный процесс достаточно трудоемкий, но он того стоит.
Надеюсь данная статья будет полезна для читателей. Желаю удачи в этом нелегком деле.
Как заливали полы в своём гараже смотрите по ссылке.
Подписывайтесь на канал и палец вверх 👍 за старания автора.