В 1978 году на 3-ей линии Васильевского острова в Ленинграде, в старинном здании бывшей "Невской фабрики обоев" рабочие проводили реконструкцию помещения. Им предстояло снять старый деревянный пол и выкопать яму для заливки бетонной плиты, на которой в будущем будет стоять пресс. Доски были убраны, место размечено и строители приступили к выемке грунта. Вдруг из-под лопаты одного из рабочих выскочила красивая серебряная крышка. Удивлённый мужчина снова копнул и обнаружил ещё несколько серебряных изделий, завёрнутых в истлевшие газеты с датой “1917 год”. Строители поняли, что нашли клад и о нём следует сообщить специалистам.
К месту находки, в здание бывшей конюшни дореволюционной фабрики обоев прибыли сотрудники “Эрмитажа”, которые тщательным образом раскопали спрятанные сокровища. В общей сложности было найдено более 200 предметов. Скорее всего старинную серебряную посуду прятали в спешке, надеясь вскоре её забрать, потому что все эти вазочки, блюда, соусницы и прочие столовые принадлежности были просто обёрнуты в газеты и тряпки. Но видимо забрать своё имущество у хозяев не получилось и 60 лет уникальные серебряные приборы ручной работы пролежали в сырой земле.
Кому же принадлежали эти ценности? Историки выяснили это очень скоро. По их версии хозяйкой клада была фабрикантша Мария Ивановна Лихачёва, последняя владелица “Невской фабрики обоев”, которая была дочерью известного Петербургского фабриканта Ивана Петровича Соломина. Мария Ивановна унаследовала дело отца, который основал в 1860 году фабрику обоев. После смерти своего батюшки предпринимательница весьма успешно расширила дело и даже получила серебряную медаль на выставке в Нижнем Новгороде.
После обнаружения клада серебряные предметы ещё долгое время не показывали публике, так как долгое пребывания в сырой почве очень плохо повлияло на состояние предметом. Если бы они были чисто серебряные, то реставрация была бы довольно простой, но эта посуда была выполнена в сложном художественном стиле с использованием большого количества припоя, мастики, кости и железа, что уже значительно затрудняло реставрацию.
Кроме того, как оказалось, в своё время в здании был пожар и предметы подверглись воздействию высокой температуры. Само серебро не сильно пострадало, а вот припой и мастика, на которую крепились детали, расплавились и вытекли. К тому же содержащиеся в газетах и ткани свинец, сера и казеин вступили в реакцию с изделиями и от этого остались глубокие тёмные пятна. По совокупности многих фактов реставрацию решили отложить до лучших времён, которые наступили в 2008 году. Тогда наконец реставраторы решили, что уже готовы к таким сложным работам. Нет смысла описывать техническую сторону реставрационных процессов. Но стоит отметить, что специально для работы с этой коллекцией был создан уникальный аппарат по лазерной сварке, который совершенно не повреждает предыдущую сварку или пайку. В общем, после завершения всех работ эта коллекция стала гвоздём экспозиции “Эрмитажа”.
Больше интересного в моём телеграмм канале.