IV тыс. до н.э..Памир.. горный Бадахшан..
Тогда все началось..
Начало весны..
Горы..от них веет мощью..и вечностью..
Вершины..укрытые ослепительно белым снегом и ледниками.. упираются в небо..
Воздух совершенно прозрачный.. Солнечные лучи..проходят через него..как стрелы..но не греют..
Небо..настолько синее..что "режет" глаз. Такое чистое и холодное..что кажется..еще миг..и оно разлетится на осколки льда..
Синий цвет окутывает холодной вуалью..мысли текут медленно..и останавливаются вовсе..
Орел..одиноко парит в вышине..широко расправив крылья..бесшумно разрезая воздух..
Состояние медитации и полета ввысь..в синеву..
Тонкие сильные пальцы мастера держат осколок неба..внутри которого..как в космосе мерцают звезды. Так кажется..
Камень хорошо прокалили..затем монотонные удары каменным пестиком..и лазурит превратился в порошок..в него добавили воск..смолы..масла..и получили художественную краску..чистейшего синего цвета.
Лазурит использовали с древнейших времен..на нем написаны скрижали Моисея.. он был ритуальным камнем Египетских фараонов..и правителей Месопатамии..стоил дороже серебра и золота..его месторождение держали в тайне..позже камень стал самым популярным пигментом синего спектра красок.
Каждый в портрете видит свое и слышит свое..
Я этот портрет видела неоднократно.
История предполагаемой модели..биография и творчество художника..техника живописи..мода тех времен..все более менее известно..но все же..почему: "в голубом"?
Дама..явно не куртизанка..не любовница художника.. предположение..что изображена герцогиня Бофорт..на 99% верно..почему портрет не назван по имени модели..к чему таинственность и полутона в названии картины?
"Танцовщицы в голубом": здесь соглашусь..художник мог и не знать имён. Даже скорее..и не знал.
Дега.. этот сюжет неоднократно повторил. Назвать всех участниц по именам? Будет не картина..а партийный список))
Тем не менее..балетные пачки чаще белыми были или бледно голубыми..а здесь явно синий..насыщенный цвет.
У Дега..как и у Пабло Пикассо.. был в творчестве целый "голубой период".. когда на полотне царствовали все оттенки синего и голубого цвета.
Еще одна из многих.."Дама в голубом".
Какой цвет платья..космос))
Самый дорогой и глубокий оттенок Афганского лазурита.
Имя героини тоже известно..это соученица К.А.Сомова по Императорской Академии художеств..российская художница Елизавета Михайловна Мартынова.
А это прекрасное полотно..
На картине изображена дочь другого французского художника Эмма Добиньи..она не раз была моделью для полотен К. Коро.
Но здесь не в этом дело..
Коро 78 лет. Он тяжело и смертельно болен. Знает о своей болезни и полотно это..итог всей его творческой жизни. Так он полагает.
Совершенно ясно..что синий цвет не просто избран разными художниками. Он очевидный фаворит..
Василий Кандинский..был художником и теоретиком изобразительного искусства.
Синий цвет он характеризовал..как спокойный..типично небесный.. влекущий в бесконечность.. вдохновляющий на стремление ко всему чистому и сверхестественному.
Синего цвета в живой природе мало..но то что всегда неизменно манит человека..небо и море..имеют как раз синий цвет..и занимают большую часть нашего мира.
Именно синим цветом выкрашены изнутри древнеегипетские пирамиды.
Синий оттенок кожи имеют два божества..крупнейших мировых религий..Будда и Кришна.
Римляне не любили синий цвет. Считали его враждебным..так как синим цветом..древние кельты и германцы раскрашивали свои тела. Людей с голубыми глазами римляне..также полагали враждебными себе.
До Xl - Xll веков синий цвет в Европе не был задействован в церковной сфере. Затем..появился сначала в живописи и иконописи..а затем на щитах.. гербах..и выходной одежде. Выражение "голубая кровь".. стало символом аристократии.
В древнерусской культуре..синий цвет связан с окончанием земной жизни..поскольку синяя гамма связана с водной стихией..с нижним миром.
На Руси..вода считалась местообитанием злых духов..а черта именовали как "синец".
Синий цвет стали использовать в специальной одежде (форме)..и для женских бальных платьев.
С древних времен..синий был самым востребованным цветом. Его обожествляли..наделяли особой магией и властью.
Синий цвет носили жрецы и маги.
В мифологии..это цвет смерти и чародейства..цвет самых свирепых мифологических существ.
Богородица..одета в синий цвет именно в знак скорби.
В то же время..синий является символом божественности.
И в древней медицине и сейчас..синий цвет считается целебным..он успокаивает..дает ощущение баланса и равновесия.
Художники видят мир иначе..видят все его цвета..и полутона..и тени. Улавливают и могут передать настроение цвета..его магию и чародейство.
Упоминание в названии полотна цвета..еще больше усиливает эффект.. обезличивая персонаж и усиливая акцент зрителя на цвете.
Синий цвет..неизменно притягивает взгляд человека..как небо и море. Глядя на него..срабатывает наше подсознание..человеческая память уходящая в глубь веков.. Всматриваясь и разглядывая детали на картине..изображенные синим цветом..сознание зависает..между "небом и морем"..между божественным и магическим..
Я..так чувствую..)