Итак, у нас с вами продолжение о портрете В. Зубова (1771 - 1804 гг.) и его герое.
Вот 1 часть:
Обо всех Зубовых, я, возможно, когда-нибудь тоже напишу. Семья там была интересная. Как акулы. Сколько пищи не дай - все мало.
О Платоне у меня есть информация в подборке, посвященной Екатерине Второй - в темах, которые рассказывают о ее любовных пристрастиях:
А сегодня мы немного поговорим о герое портрета, Валериане, раз уж он попался мне на глаза.
Так вот.
Герой был красив. Что по тем временам имело большое, я бы сказала - ключевое значение для его карьеры.
Помимо того, что он сам по себе своими данными приводил в восторг императрицу, он был еще и членом семьи ее фаворита. А все члены этой семьи сразу стали аристократами и выдающимися деятелями.
То есть я подвожу к тому, что в таком режиме максимального благоприятствования просто невозможно было не сделать фантастическую карьеру и личные доблести персонажа, кроме его внешности и любезности с кем надо, вообще не при чем.
Валериан, возможно, не был трусом, но он не был настолько выдающимся человеком, чтобы естественным путем в 25 лет получить звание генерал - аншефа, равное фельдмаршальскому.
Да, он участвовал в боевых действиях, но...
Другие, за одно только участие, не получали таких наград.
Честно говоря, изучая назначения эпохи фаворитизма, не перестаю удивляться, как Российская империя не только не развалилась, но еще и укрепиться сумела в те дивные времена.
Упомяну только 2 момента из биографии нашего героя.
1. Потеря ноги.
Вот что пишет свидетель этого происшествия, Лев Николаевич Энгельгардт:
...Граф Валериан Александрович Зубов был с Софийским карабинерным полком и всеми при нем бывшими волонтерами, а полковник Рарок, посадив своего полка гренадер на лошадей из фруктового обоза, прискакал к графу.
Подъехав к берегу, чтобы узнать, в котором месте был мост, Рарок сказал: «Господа, разъезжайтесь, неприятель, увидя генерала, окруженного столь многочисленною свитой, будет по нему стрелять».
Мы только что от него отъехали, и я был от графа шагах в 10-ти, как вдруг роковое ядро фунта в полтора оторвало у графа левую ногу, а у Рарока правую, и то был от них последний выстрел.
Графа отнесли в лощину; со всех сторон собрались медики и занялись отнятием его ноги, а Рарок оставался без малейшей помощи.
Я велел его полка гренадерам положить его на плащ и отнести его в Поповку, в господский дом, тут находившийся, куда после операции и графа перенесли. Так как не скоро сделана была операция и много вытекло крови, то Рарок на другой день и умер...
То есть два человека одновременно и одинаково были ранены. Одного все бросились спасать, о другом просто забыли.
Рарок, который был, кстати, куда опытнее Зубова как военный, получил мучительную смерть.
А вот, что получил Валеран Зубов:
- быструю помощь и спасение жизни,
- отпуск в Петербург по личному распоряжению императрицы,
- огромное денежное вознаграждение,
- еще более огромные суммы на покрытие его карточных долгов,
- повышение,
- шикарный дом,
- еще кучу денег и пенсию,
- слезы императрицы...
Это очень наглядная картина, которая в нужной пропорции отлично показывает, что получали за одни и те же действия простые смертные, и что - любимцы Екатерины.
2. Реакция Павла на Персидский поход, где Зубов якобы себя проявил.
А это - реакция на его "достижения" человека, который умел считать, и не ценил людей за смазливые мордашки.
Павел, взвесив результаты и затраты, героическую деятельность маменькиного любимца прекратил, а потом конфисковал у него имения - в счет возмещения бессмысленных расходов из казны, сделанных во время похода.
Да, Павел не любил маменьку, но он не преследовал ее фаворитов только за то, что она любила этих людей. А вот за бессмысленную расточительность за счет государства и наглость - запросто.
Конечно Зубовы его после таких действий ненавидели. Еще бы...
Свои фантастические труды на благо Отечества и своего кармана, Валериан совмещал с необыкновенно насыщенной личной жизнью.
Но здесь судьба послала ему человека такого же наглого и беспринципного как и он сам. Что называется "подобное к подобному".
И этим человеком была княжна Мария Фёдоровна Любомирская (1773-1810 гг.)
Женщина замечательна тем, что всю жизнь посвятила регулярной смене мужей и любовников.
Меня более всего в ней удивляло вот что - как она, полька, могла стать сперва любовницей, потом женой человека, который Польшу, по сути, утопил в крови? И чьей деятельностью, в том числе, ее родина лишилась независимости. Ну уж не до такой же степень быть всеядной?
Поскольку она везде числится как дочь польского магната, мне это казалось дивным. Пока я не покопалась в ее реальном происхождении.
А оно оказалось весьма интересным.
Папенька дамы, тот самый польский магнат, внезапно оказался условно польским магнатом. А вообще - чистокровным ирландцем!
Звали его Каспер Любомирский (1724 -1780 гг.)
Этот Каспер был сыном ирландского конезаводчика и его не менее ирландской супруги. Конезаводчик умер, оставив вдову, сына и дочь. Вдова вышла замуж за польского магната Любомирского. А детей у этого магната ни от нее, ни от какой - либо иной женщины не было. Поэтому он усыновил и удочерил уже готовых детей своей жены. Так Каспер вместо того, чтобы крутить в Ирландии хвосты лошадям, стал, благодаря маменьке, фантастически богатым человеком.
Причем, всю свою жизнь поддерживавшим российской влияние в, видимо, так и не ставшей родной, Речи Посполитой. Ну или в стране уже была такая обстановка, что это было в порядке вещей...
Этот Каспер женился на дочери другого польского магната, тоже Любомирского, Барбаре, которая стала матерью нашей Марии Федоровны.
Но если копнуть, то отец этой Барбары был поляк, а мать - чистокровная немка. Причем, если у магната Любомирского, отца Барбары, внимательно рассмотреть предков - там тоже можно найти немцев.
Вот и объясняется отсутствие патриотизма у Марии Федоровны. По большому счету, Речь Посполитая была для нее и ее предков только большой кормушкой.
Ну а еще, дама, видимо, гипнотизировала своих поклонников.
Иначе сложно объяснить следующее - первый ее муж, которому она открыто изменяла с будущим вторым, Валерианом, именно ей оставил все свои богатства. Хотя к тому времени опозорен уже был по самую макушку.
Как только после этого на ней женился наш Валериан, за которым она бегала хвостом несколько лет и даже с риском для жизни ездила по военным мероприятиям - Мария Федоровна буквально тут же наградила его еще более густыми рогами, чем первого супруга.
Валериан умирает - она уже в следующем году выходит замуж в третий раз, и продолжает вести прежний образ жизни, откровенно заявив супругу, что ущемлять себя никак не собирается.
Если кто-то из поклонников вдруг умирал, или там на дуэлях ради нее стрелялся, отношение к этому у дамы было откровенно равнодушное. Впечатление, что она лиц и не различала. Тут же заводился следующий страстный роман.
И при этом всем вокруг нее неизменно кипели африканские страсти. Поклонники штабелями бросали под ее ножки свои сердца, деньги и жизни.
Между тем красота лица не была ее сильной стороной - но вот была дама затейница. Умела людей удивлять...
Вот такую пару нашел себе Валериан. Даже не алчную женщину - а женщину, для которой все в жизни было игрой и развлечением ее личного удовольствия ради.
Все-таки есть о чем подумать, глядя на калейдоскоп всех этих чудных характеров... Например, о том, что эти люди были сливками общества, и оказывали на это общество весьма серьезное влияние. К примеру - те же предки госпожи Любомирской были далеко не последними людьми в своей стране...
Прошу вас ставить лайки, если вам нравятся материалы канала. Без них материалы не будут вам показываться в ленте в дальнейшем.
Так же не забывайте самостоятельно заглядывать на канал.