Найти в Дзене

Творческий процесс, стоящий за "Жар-птицей" Стравинского.

"Жар-птица" - шедевр классической музыки начала 20 века. Впервые она была исполнена в Париже в 1910 году и быстро сделала Стравинского одним из самых новаторских и влиятельных композиторов своего времени. "Жар-птица" - балет в двух действиях, основанный на русской сказке, повествующий о Иване-царевиче и его встрече с мифической Жар-птицей. В этой статье мы углубимся в творческий процесс, стоящий за этой культовой работой. Импресарио Русских балетов, Сергей Дягилев, поручил Стравинскому написать музыку к "Жар-птице". Дягилев хотел создать партитуру, которая продемонстрировала бы профессионализм его танцевальной труппы. И он был особенно заинтересован в том, чтобы включить в музыку балета русские народные мотивы. Стравинский, которому в то время было всего 27 лет, был в восторге от предоставленной возможности сочинять музыку для балета, но он также чувствовал страх, связанный с этим заказом. Стравинский начал с изучения русской народной музыки и мифологии, погружаясь в культуру и тради
Русский композитор Игорь Стравинский
Русский композитор Игорь Стравинский

"Жар-птица" - шедевр классической музыки начала 20 века. Впервые она была исполнена в Париже в 1910 году и быстро сделала Стравинского одним из самых новаторских и влиятельных композиторов своего времени. "Жар-птица" - балет в двух действиях, основанный на русской сказке, повествующий о Иване-царевиче и его встрече с мифической Жар-птицей. В этой статье мы углубимся в творческий процесс, стоящий за этой культовой работой.

Импресарио Русских балетов, Сергей Дягилев, поручил Стравинскому написать музыку к "Жар-птице". Дягилев хотел создать партитуру, которая продемонстрировала бы профессионализм его танцевальной труппы. И он был особенно заинтересован в том, чтобы включить в музыку балета русские народные мотивы. Стравинский, которому в то время было всего 27 лет, был в восторге от предоставленной возможности сочинять музыку для балета, но он также чувствовал страх, связанный с этим заказом.

Дягилев Сергей Павлович
Дягилев Сергей Павлович

Стравинский начал с изучения русской народной музыки и мифологии, погружаясь в культуру и традиции своей родины. Он потратил месяцы на изучение русских народных мотивов и наигрышей. Использование Стравинским традиционной русской музыки в балете зародило отклонение от канонов западной классической традиции. Это стало одной из причин, почему "Жар-птица" считалась такой новаторской.

-3

"Жар-птица" была написана всего за несколько месяцев. Стравинский неустанно работал над совершенствованием каждой партии. Он был скрупулезен в каждой детали, от оркестровки до темпа музыки. Оркестровый состав Стравинского являлся особенно передовым: он пользовался сочетанием необычных инструментов и нетрадиционных техник игры.

Одной из самых знаковых сцен "Жар-птицы" является "Поганый пляс Кащеева Царства", которая отличается бешеным, колотящимся ритмом и мрачной, задумчивой мелодией. Использование Стравинским диссонанса и нетрадиционных гармоний считалось отклонением от традиционного музыкального построения, что сильно шокировало аудиторию того времени. Однако музыка прекрасно передает настроение сцены, действие которой происходит в логове злого колдуна.

Другим примечательным аспектом "Жар-птицы" является использование Стравинским лейтмотивов. Написанные в виде повторяющихся музыкальных тем, они описывали образ конкретных персонажей. Например, музыка, сопровождающая Жар-птицу, легкая и неземная, в то время как музыка, ассоциирующаяся с Кащеем, темная и угрожающая. Эти лейтмотивы помогли создать связующий эффект на протяжении всего балета.

В заключение отмечу, что творческий процесс написания музыки к балету "Жар-птица" был таким же новаторским, как и сама музыка. Использование Стравинским русских народных мелодий, нетрадиционных гармоний и оркестрового колорита было инновационным и смелым.