Найти тему
Alien про кино

Девушка с жемчужной серëжкой

Неторопливое и немногословное кино, но снятое по книге, очень кинематографичный, красивый фильм. Похоже на жизнеописание, но это вряд ли, фактов о жизни Вермеера немного. В биографии художника немало белых пятен, например, даже точно неизвестно у какого живописца учился сам Ян Вермеер, поэтому, это отличное поле для фантазии. Чем собственно и воспользовалась писательница Трейси Шевалье, представив свой роман "Девушка с жемчужной серëжкой" в 1999 году, со своеобразной гипотезой о музе служанке. Через четыре года последовала экранизация.

-2

Сама картина Вермеера, поистине красива и загадочна, она открывает тайны даже сегодня. Ранее вобще считалось что это не портрет, а так называемый тронье, голландский термин, обозначающий вымышленного персонажа. В 2020 году, музей Маурицхëйса в Гааге, доказал что это был всë же реальный человек. Используя последние технические достижения, учëные выяснили, что у девушки на картине были ресницы, которые со временем исчезли. Фон холста изначально не был чëрным, под ним скрывалась зелëная завеса с драпировками. Считалось что отсутствие ресниц и бесформенная чернота фона указывают на то, что Вермеер рисовал идиализированное лицо, а не реального человека. Но это оказалось не так, то есть не фантазия, не собирательный образ, это была реальная девушка.

Служанка справа прямо сошла с картины Вермеера "Молочница"
Служанка справа прямо сошла с картины Вермеера "Молочница"

Интерес к этому Голландскому шедевру настолько велик, что даже отсутствие ресниц вызывает академические споры. Да, некоторые тайны Гаагский музей приоткрыл, но главная загадка всë же остаëтся - истинная личность девушки, неизвестно кто конкретно изображëн на картине. И мы здесь как зрители, как писательница Шевалье, как режиссёр этого фильма, можем предложить собственные интерпретации.

-4

Городок Дельфт, 1665 год, юная девушка Гриет из семьи ремесленника, который занимался производством керамических изразцов, вынуждена идти работать служанкой, (горничной) чтобы прокормить свою семью. Они остались без средств к существованию после несчастного случая с отцом в мастерской. Девушку нанимает семья знаменитого художника Яна Вермеера, где внутри, всë ох как непросто. Гриет из младшей прислуги, постепенно становится личной помощницей художника, а потом и моделью. Что втягивает еë в конфликт с ревнивой женой живописца и даже его дочерью. Так же, будучи втянутой в интриги, Гриет подвергается домогательствам богатого покровителя и заказчика полотен Вермеера. Между тем она сама испытывает чувства к художнику.

-5

Тонкой нитью сквозь фильм проходит религиозный конфликт между протестантами и католиками. Работая служанкой в доме Вермеера, Гриет впервые видит религиозную живопись, другое отношение к жизни и вере. Теперь она вынуждена скрывать свои убеждения.

Что ж, фильм красивый, это правда. Он очень плавный, с шикарной музыкой, его чрезвычайно приятно смотреть. Костюмы, архитектура, игра актëров, всë на высоте. Но.. мне фильм показался слишком мягким что-ли, драма не тянет. Нет, нет, он всë же хорош, Йоханссон великолепна, такая чистая, трогательная и робкая, но если внимательно присмотреться, очень сильная, спокойная как удав, с каким-то незаметным поначалу стержнем внутри. Не слишком многословная роль, Скарлетт здесь больше играет эмоционально, застенчивым движением тела, мимикой лица, взглядом. В атмосфере отдельного спокойствия, интриг, истерик и быта, Гриет плетëт кружева своих платонических чувств. Кино о возвышении служанки с постоянно тяжëлой работой, до художественного восхищения, до света и цвета с оттенками красок. И сброшенной потом с этой высоты.

На этом все, смотрите красивые фильмы. Комментируйте и не забывайте про лайк.