Специалитет, гибкость, уровни
В интервью «России 24» помощник Президента РФ Андрей Фурсенко пояснил, как будет проходить трансфер в «пост-Болонскую» систему высшего образования.
Краткая выжимка
Изменений в приемной кампании не будет. Работа предстоит большая. Главное требование – гибкость образовательных программ. Три уровня подготовки сохраняются. Президент поставил задачу создать возможности, а не проблемы.
Подробнее в цитатах Андрея Фурсенко:
Гарантии
«Все дипломы, которые получены, будут признаваться».
Об уровнях«В советское время «дипломированные специалисты» учились разные сроки. Все они получали диплом об окончании университета. То же самое будет с теми дипломами, которые ребята получали – приравнены к специалистам, которые получили высшее образование.
Но сохраняются три уровня. Базовое образование – от 4 до 6 лет. Этот вопрос будет определять Правительство – какая специальность каково срока обучения требует.
Есть второй уровень образования – более углубленный – магистратура. В медицине – ординатура, в творческих вузах – ассистентура.
Третий уровень – это уровень и образования, и повышения квалификации – аспирантура. Те, кто занимается наукой или педагогической деятельностью на высоком уровне».
Кто решает?
«Правительство вряд ли будет это делать без учета мнения профессионалов. Это и работодатели, это и представители научных школ, наши ректоры».
Это длительная законодательная, нормативная работа и наконец – работа творческая – и ректоров, и профессуры, и заказчиков.
Только законодатель должен будет внести изменения в более чем 100 законов».
О переменах
«Система образования меняется все время. Периодически требуются более серьезные изменения. Прошло почти два десятилетия с момента подготовки последнего закона «Об образовании». Заказ изменился и общество по-другому начало воспринимать систему образования. За довольно короткий срок ВО стало практически всеобщим. Должна была поменяться и школа».
О квалификационных требованиях
«У нас сохраняется многоуровневость. Это классификация ООН. Люди, которые хотят работать на Западе, хотят занимать должности – где-то требуется диплом бакалавра, где-то магистра, где-то PhD. Есть договора, которые устанавливают соответствие».
«Есть ограничения в трудовом законодательстве кто какие должности может занимать».
«Есть уровни образования – как называются они, неважно. Для людей, которые будут учиться 4 или 5 лет, в случае необходимости можно будет указывать «дипломированный специалист (бакалавр)». Но если хочешь быть магистром – надо закончить магистратуру. Она может быть и 1, и 2, и 3 года».
Гибкие траектории
«Должна быть сохранена гибкость. Было поручение президента, когда человек должен иметь возможность через 2 года скорректировать свою траекторию. И смена такая востребована – в моноспециальности это нелегко сделать».
Кадры решают
«Страна хочет получить квалифицированных специалистов. Главный дефицит – это специалисты. Это проблема всего мира. Сегодня требования к квалификации постоянно растут.
Надо создать серьезную базу – базу фундаментальных знаний – и возможность оперативно реагировать на запросы промышленности, науки, общества.
Это должны быть возможности для ребят, а не проблемы. Думаю, что не все понимают, насколько большая работа нам предстоит. Это дело нескольких лет».
Итог
Складывается ощущение, что ни у кого пока что нет внятного «образа будущего» российского высшего образования. За возврат специалитета ратуют «отцы», а «дети» уже давно распробовали возможности двухуровневой модели – и сложно сказать, как они отнесутся к новым форматам.
Несмотря на слова президента – а они будут облечены в соответствующее поручение – пока что этот камбэк специалитета представляется как минимум процессом с открытым финалом.
Подробнее: https://www.vesti.ru/article/3223521
Материал в нашем Телеграм-канале: https://t.me/scienpolicy/30759