В 1980 г. очень неожиданно "выстрелила" "Москва слезам не верит". Банальная история о том, как провициалочка приехала в Москву поступать в вуз, провалилась, пошла работать на завод, была соблазнена обольстителем-москвичем, который ее беременную и бросил, родила, и с ребенком наперевес стала пробиваться дальше по жизни. Сюжет банальный и фильмов таких до этого снималось много, взять хотя бы "Человек родился". Сюжет практически один в один.
Но если в "Человеке" была одна серия, то в "Москве" была еще и вторая, где главную героиню за мужество и героизм на жизненном пути авторы наградили по полной программе и даже сверх того. Сделали и директором фабрики, и матерью умницы и красавицы дочки, и даже, после долгих поисков, аж двадцать лет искали, нашли ей подходящего, работящего слесаря шестого разряда из какого-то НИИ. Слесаря, потому что два директора в одной квартире явно не уживутся, да и где найдешь свободного от брака директора возраста главной героини, они все заняты или молоденьких любовниц имеют.
В общем, эта оптимистическая ретро-драма с элементами сатиры и юмора о том, что в сорок лет жизнь только начинается, имела оглушительный успех у нас, и некоторый за рубежом. И до сих пор с другим фильмом того же режиссера "Любовь и голуби" входит в тройку самых любимых фильмов наших соотечественниц, на первом месте почему-то голливудский фильм "Красотка" о том, что и проституткам в жизни может повезти вот прям, как Катерине Тихомировой из "Москва слезам не верит", надо только много работать, любить и верить.
И сорок лет спустя решил кинорежиссер К. Статский (я даже когда-то один его сериал видел "Троцкий", такое фэнтези из альтернативной истории с К. Хабенским в главной роли) снять что-нибудь такое, о такой женщине, которая представляла бы для него образ нынешней нашей страны.
А что, уже ведь проводили конкурс "Имя России" и там с большим отрывом побеждал т. Сталин, но в последний момент что-то там подкрутили, подрисовали и символом России стал великий князь Владимирский Александр Невский, которого население страны знает по фильму Сергея Эйзенштейна, снятого под непосредственным руководством т. Сталина. И так он был хорошо снят, что народ якобы и выбрал киноактера Николая Черкасов, игравшего Александра Невского, главным символом русского истории. Даже несмотря на то, что некие лица, "шакалящие у иностранных посольств", распространяли всяческие фейки о том, что А. Я. Невский был чуть ли не татаро-монгольским прихвостнем и, мягко говоря, коллаборантом.
В общем, снял К. Статский фильм о женщине "с трудной судьбой", которая в наше время из низин и глубин выбилась в люди, тоже став директором. Фильм называется "Жанна". И естественно, фильм снят при поддержке Минкульта и лично Леонида Ильича Романа Аркадьевича Абрамовича. Минкульт безвозмездно дал 63 миллиона рублей, еще 27 млн. спонсорских денег, в прокат фильм вышел 17 ноября 2022 г., его посмотрело 11 тыс. зрителей, сборы 3млн. 300 тыс. рублей. Зато 23 апреля с.г. фильм покажут по Первому каналу, не пропадать же добру.
Вот сразу, на первый, невооруженный взгляд так сразу и не поймешь в каком жанре снят этот фильм. То ли своеобразный римейк "Москва слезам не верит", то ли гламурная мелодрама о тяжелой жизни неких "олигархов", то ли вообще очередная "чернуха", порочащая отечественных предпринимателей на фоне санкций коллективного Запада, снятая исключительно в фестивальных целях.
Но после второго просмотра (обычный зритель вряд ли досидит до половины фильма, но ведь надо же разобраться) появилось подозрение, что это хорошо замаскированная комедия, с таким тонким и специфическим уровнем, что не для нашего это зрителя, а для настоящих специалистов, сидящих в жюри заграничных фестивалей. Уж те то должны понять и оценить всю тонкость замысла и красоту игры.
Начинается фильм сурово. По бескрайней, прям какой-то джеклондоновской снежной равнине бежит маленькая девочка, а за ней гонится свора бездомных собак. Девочка падает, собаки лают, берут ее в кольцо, но девчушка встает на четвереньки и начинает на собак тоже рычать и лаять.Тут понятно. С волками жить — по-волчьи выть, никуда не денешься это наша Родина, дочка.
А дальше переносимся на сорок лет вперед. Девчушка эта Аня превратилась в Жанну Георгиевну Троицкую то ли хозяйку, то ли топ-менеджера крупного, ладно, пусть будет хозяйка, торгово-логистического центра. Вот такого. Тут и склад с товаром, и упаковка, и грузоперевозка.
Думаете нам покажут как эта деревенская девчушка достигла такого богатства? Ну, чтобы и другие тоже могли пойти ее путем. Вот Катя из "Москвы слезам не верит" работала, одновременно училась заочно, работала по специальности, росла в профессиональном отношении и доросла до директора фабрики и члена Моссовета. Как говорится, "наши задачи ясны. цели определены, за работу товарищи" и "труд в СССР есть дело чести, славы, доблести и геройства". Будь, как Люся Катя и станешь директором к сорока годам, и получишь мужа, слесаря шестого разряда, в лице малость потертого Алексея Баталова.
А здесь нет, не показывают, "как пацан к успеху" шел. Есть небольшой намек на то, что Аня, она же будущая Жанна, торговала по молодости на рынке, там связалась с рэкитерами, которые решили поднять денег на продаже отечественных макарон, упакованных в якобы штатовскую коробку. Вот рэкитеры сидят со своим главарем Толиком, он справа, и клеят самопальные "американские" коробки
А Аня — Жанна сидит напротив и в эти коробки макароны насыпает. Любовь у нее с Толиком
Цель у Толика продать много контрафактных макарон, поднять много денег и свалить далеко-далеко. Ну, не лох ли он? И не считают ли авторы зрителя лохами? На макаронах можно поднять много-много денег? Хотя критерии "много-много", у авторов фильма, наверное, свои и довольно специфические. Но не получилось. Как-то торговали они на рынке, а тут подьехали с автоматами, наверное, их конкуренты по макаронному бизнесу, и Толика с его пацанами положили вот прям так ясным днем при всем честном народе. Но Анютка осталась жива.
И вот через сколько-то там лет перед зрителем предстает уже не Анютка, а Жанна Георгиевна при полном своем параде, и опять нам не показывают, чем она там на работе занимается. А видим, что бухает она по-черному. Каждый день под утро еле-еле доползает до своей квартиры. Хотя жильем это назвать трудно, какое-то разгороженное фойе Дома Культуры с колоннами и мраморными полами. Но может этим "олигархам" и положено так жить?
А дома у нее в кровати молодой качок-любовник родом из Череповца. Она ему и диплом купила, и должность своего заместителя дала, и квартиру, и черный "гелендваген". Пацан упакован, как говорится живи и радуйся. Ан нет, завел такую же колхозного вида из Череповца девчушку и гуляет втихаря от благодетельницы. Хотя, если его старушка каждый день под утро приходит на бровях и начинает требовать секса, то кто же долго выдержит.
Вот и в этот раз Жанна приползает домой под утро, требует секса, а пацану звонит его девчушка и сообщает, что вот-вот должна родить. Пацану же делать нечего, и он, как офицер и джентльмен, не думая о последствиях сообщает начальнице, что он тут скоро родит ребенка и потому от нее уходит.
У начальницы еще отходняк со вчерашнего, кофием отпаивается, поэтому какие тут дети, тут дожить бы до обеда. Ничего она ему не сказала, а он тихо собрал вещи и соскользнул.
Играет Жанну Ксения Рапопорт. Вот вы, наверное, помните, что в статье про то как Ваня Ургант пытался с помощью телефильма "Мульти-пульти" просочится на экраны телевизоров мы писали,
что игравшая роль старухи Шапокляк Ксения Рапопорт на себя непохожа, то ли это чудеса пластики, то ли нейросеть.
И так как "Жанна" и "Мульти-пульти" снимались почти одновременно, то однозначно нейросеть поработала. Ну, это так, к слову.
А здесь Ксения Александровна очень реалистично изображает спивающуюся богему, которая почему-то является хозяйкой крупного бизнеса, который у нее почему-то еще не отобрали. А может она и не хозяйка, а так, тот который должен сидеть? На этот вопрос в фильме нет данных, чтобы сформировать ответ.
В фильме Жанна ищет родную душу с кем могла бы душевно выпить, вспомнить былое и поговорить по душам. Выгнала она своего "пионера", отобрала у него машину, квартиру, заблокировала все банковские карты и позвала старого друга.
Друга играет Евгений Миронов. В его Театре Наций десять лет шла пьеса, по которой снят фильм, главную роль играла Дапкунайте. Он и сам собирался ставить фильм, но не случилось. Для чего-то Миронову навесили десять килограммов груза и солидно гримма. Хорошо так замаскировали. Сразу и не узнать. Якобы это сотрудник спецслужб, который "решает вопросы".
Знакомы они давно, еще по молодости познакомились в Евпатории на танцах для отдыхающих. Вот и позвала Жанна старого друга Виталия Краснова, чтобы водочки выпить, может и сексом заняться. Но не сошлось. Выносливость уже не та.
И выпроводив бесполезного для насущных нужд Виталия, Жанна ринулась в народ. Что там дальше в следующей части.
.