В тихом Кропоткинском переулке стоит особняк, который выбивается из окружающего архитектурного пейзажа. Причудливая ограда с геометричными розами, окно, больше которого в начале 20 века в Москве не было и скромный лепной декор - все это про особняк Александры Ивановны Дерожинской (урожденной Бутиковой)
К моему огромному сожалению, мне до сих пор не удалось найти фотографию этой женщины с яркой судьбой. Для общества, которой окружало Александру Ивановну, ее жизнь казалась по меньшей мере вызывающей. Купеческая дочка, которую рано выдали замуж (что было совершенно обычным делом в таких семьях), не захотела прожить жизнь без личного счастья, и в итоге выходила замуж трижды (что было совершенно НЕ обычным делом)
Отец Александры Ивановны, Иван Иванович Бутиков, был купцом 1 гильдии, миллионером, старообрядцем. Он владел текстильной фабрикой в районе Остожья, в Бутиковском переулке. Там производились легкие шерстяные ткани и платки, которые потом продавались в Старом Гостином Дворе
После смерти отца Ивана Ивановича, матери Анфисы и старшего брата, Александра унаследовала семейный бизнес, который сумела вывести из кризиса и сделать прибыльным вновь
В 1893 году она выходит замуж за Павла Павловича Рябушинского. Ей на тот момент было всего 16. Несмотря на рождение сына Павла в 1896 году, супруги вскоре разводятся. Однако, консистория долго не признавала развод. В 1901 году Павел Рябушинский женился на Елизавете Мазуриной
Ну а Александра Ивановна, теперь богатая и свободная наследница выходит замуж за красавца поручика Николаевского лейб-гвардии конного полка Владимира Валериановича Дерожинского. В браке с ним, в 1904 году будет построен особняк, о котором мы сегодня говорим
Но и второй брак длился недолго. В 1910 году Александра Ивановна выходит замуж в третий раз за Ивана Ивановича Зимина, который был одним из директоров "Товарищество Зуевской мануфактуры И.Н. Зимина"
Третий брак! Для начала 20 века, когда даже один развод получить было большой проблемой, Александра Ивановна разводилась дважды. Да, общество вряд ли ее одобряло. Но сочетание денег и сильного характера всегда позволяло устраивать свою жизнь так, как хочется
Кстати, отношения с мужьями после развода у Александры Ивановны оставались хорошими
Консул Великобритании в Москве Брюс Локхарт вспоминал:
Мне занимательно было наблюдать, как мадам Зимина, московская миллионерша, каждое воскресенье обедала и играла в бридж со своими тремя мужьями – двумя бывшими и одним настоящим. Это показывало толерантность и понимание, которые в то время были за пределами восприятия западной цивилизации. Английские жены, однако, с ханжеским ужасом разводили руками
После революции о жизни Александры Ивановны известно мало. С третьим мужем она в итоге тоже разведется. Все вместе они останутся в России. В 1922 году Зимин скончается от болезни. Александра, скорее всего, вскоре последует за ним
В особняке после 1917 года работали разные организации - культурно-просветительское общество Украинской Рады, внешкольный отдел Наркомпроса, а после 1921 года различные дипломатические миссии. С 1959 года в особняке Дерожинской размещается посольство и резиденция посла Австралии
Ну а теперь давайте заглянем в особняк, где жила неординарная женщина и большая часть ее мужей
В особняках, построенных архитектором Федором Шехтелем, всегда нужно обращать внимание на ограду. Здесь зодчий использовал мотив герметичной розы, которую называют "розой Макинтош". Такой орнамент впервые был использован архитектором из Шотландии Чарльзом Ренни Макинтошем
Кстати, выбор архитектора был не случаен. Шехтель был практически семейным мастером для семьи Рябушинских. Видимо, будучи замужем в первый раз, Александра Ивановна успела оценить талант Федора Осиповича
Фасад здания, облицованного нежно-зеленой керамической плиткой, украшен двумя башнями. Справа находится массивной крыльцо-вход с женской головкой в окружении локонов, лорелеей
Плавные формы, окна разных форм и размеров - все это отличительные признаки стиля модерн
Теперь давайте зайдем внутрь
________________________________________________________________________
Если вы готовы погрузиться в мир прекрасной архитектуры эпохи модерна, я приглашаю вас на курс «Модерн, я люблю тебя» (все лекции доступны в записи)
https://mashaandmodern.tilda.ws/lovemodern
Мы совершим путешествие по европейским странами рубежа
19-20 веков, чтобы разобраться в многообразии модерна
На примере архитектуры, живописи, графики и предметов декоративно-прикладного искусства мы поймем, как формировался уникальный и многогранный модерн
Модерн, ар нуво, модернизмо, либерти, сецессион, национальный романтизм. У стиля было много имен и мы познакомимся с каждым из них
________________________________________________________________________
Главное помещение особняка - грандиозный двусветный холл с огромным камином. Символ домашнего очага и уюта украшен мужской и женской фигурами в полтора человеческого роста
Над деревянными панелями по задумке Шехтеля должны были разместиться фрески по эскизам художника Виктора Эльпидифоровича Борисова-Мусатова. Но сотрудничество Александры Ивановны и Борисова-Мусатова не получилось
Так Борисов-Мусатов вспоминал об этом:
"Заказ с моими фресками не состоялся, хотя эскизы удались, как говорят. Но барыня, вероятно, думала, что я ей сделаю их для своего удовольствия — задаром. Моя фреска потерпела фиаско… Владелица же палаццо, где нужны эти фрески, благородно ретировалась, предложив за них гроши"
Впрочем, справедливость все же восторжествовала во время последней реставрации. Оригинальные эскизы художника долгое время хранились в Третьяковской галерее. В 2009 году, спустя 100 лет, холл был расписан по эскизам Борисова-Мусатова
Дом поражал техническими новшествами: здесь был установлен телефон, проведено электричество, а также паровое отопление, канализация, вытяжная вентиляция. В лепнину потолка были вмонтированы лампы, похожие на современные точечные светильники
Кабинет с библиотекой
Книжные полки располагались на втором уровне. К ним нужно было подняться по изящной деревянной лесенке
Спальня
Главное место отдыха Александры Ивановны было декорировано мраморным камином
Парадная лестница
К счастью, сохранилась до наших дней в первозданном виде
Столовая
Шехтель продумывал интерьер вплоть до мельчайших деталей
Интересно, не намекал ли Федор Шехтель дверной ручкой в виде паука на непростой характер хозяйки дома?
Адрес: Москва, Кропоткинский переулок, 13/1
Спасибо за внимание!
Если вам понравилась эта публикация, ставьте лайк и подписывайтесь на канал "МАША И МОДЕРН"