Распад The Beatles ознаменовал конец целой эпохи. Для поклонников это был конец шестилетнего периода, когда группа доминировала в международных поп-чартах, для всего мира это был просто конец 60-х. Но для самих участников группы, особенно для Джона Леннона и Пола Маккартни, это был конец культового сотрудничества в области написания песен и начало периода, который в значительной степени был отмечен отчуждением, когда оба музыканта писали конкурирующие дисс-треки друг о друге. Однако несмотря на то, что их пути разошлись, битлы никогда не забывали друг о друге...
Об удивительной связи Леннона и Старра рассказано несправедливо мало. А потому – мы решили это исправить! Так что же связывало этих двух музыкантов, и была ли между ними дружба, либо же взаимная неприязнь (ведь такие теории также имеют место быть)?
Удивительная творческая связь Старра с Джоном
Когда речь заходит о «Битлз» и об участниках группы как о движущей силе, обычно вспоминают авторский союз Леннона и Маккартни. Однако сам Ринго утверждал, что во время работы в студии или на сцене он очень тонко чувствовал Джона – настолько, что буквально мог играть с закрытыми глазами, зная, что сделает его товарищ по составу в ту или иную секунду.
В своём интервью Старр рассказывал:
«Когда мы играли вместе, мы были лучшей группой в стране. Меня никогда не волновало, что о нас говорили. Было важнее то, что я чувствовал и видел – а я действительно видел результат нашего творческого союза. Я прекрасно чувствовал парней, но особенно Джона. Это было похоже на ясновидение. Я играл на барабанах с закрытыми глазами, в наушниках, и я знал, что Джон собирается сделать в следующую секунду. Я не говорю, что он был предсказуем. Я говорю, что я заранее ощущал каждый его шаг...»
Жёсткая критика со стороны Леннона – была ли она?
До сих пор бытует легенда, якобы однажды Леннон заявил журналистам:
«Может быть, Ринго Старр не был лучшим барабанщиком в мире... Может быть, он даже не был лучшим барабанщиком в «Битлз».
Звучит довольно жестоко, однако экс-коллеги утверждали: Джон никогда не произносил этих слов ни в составе «Битлз», ни во время своей сольной карьеры. Если это правда, то в качестве доказательства можно вспомнить тот факт, что Джон доверил Ринго играть на барабанах уже для своих сольных записей. Если бы Джон считал Старра таким плохим ударником, вряд ли он сплотился бы с ним уже после распада The Beatles, не так ли?
Критические замечания Джона о Старре исходили «из хорошего места»
Тем не менее, Джон действительно делал несколько откровенных, но в основном точных замечаний об отсутствии у Старра творческого опыта. В своём появлении 8 апреля 1975 года в выпуске «The Tomorrow Show» Леннон сказал ведущему Тому Снайдеру:
«Из всех своих бывших товарищей по «Битлз» я больше всего горжусь достижениями Старра как сольного исполнителя, потому что он не имел большого опыта написания песен, когда был частью группы. Я очень рад успеху Ринго, потому что всегда считалось, что Ринго был глупым в этом плане, но он доказал, что это не так! У него просто не было таких писательских способностей, и он практически не был известен тем, что писал свой собственный материал. Мы просто не давали ему этого делать, так как не верили в него...»
Дружеские советы
«Открытки от мальчиков» – книга, которую Старр издал в 2004 году. Она представляет собой сборник писем и открыток от товарищей по The Beatles, и, тем самым, позволяет оценить уровень дружеских отношений экс-битлов как во время существования группы, так и после её распада. Возможно, это не очень-то интригующая книга, тем не менее в ней есть примечательные эпизоды. К примеру – одна открытка, присланная Леннон незадолго до гибели, показывает, как искренне Джон всегда интересовался творческими успехами бывшего товарища, который отправился в сольное плавание.
На открытке, датированной 9 мая 1979 года, Леннон предлагает несколько советов относительно сольной карьеры Старра, в том числе кавер на джазовый стандарт «How High the Moon». В переписке Леннон предложил Старру записать кавер с женскими вокальными гармониями – диско-версию! Хотя и отметил, что сделать такой кавер будет непросто. Точно так же он также посоветовал Старру записывать песни в духе гораздо более современного исполнителя. «Heart of Glass» от Blondie – это то, что сейчас нужно делать», – написал Леннон, добавив, что рок-группа, часто с элементами диско, «велика и в тот же момент проста».
В сердце навсегда...
В отличие от Маккартни и Харрисона, Ринго Старр не записывал никаких песен в честь Леннона сразу после трагической гибели последнего. Но он всё же выбрал уникальный способ почтить память покойного товарища.
Леннон написал песню, которая в конечном итоге стала «Nobody Told Me» в 1976 году, и записал демо-версию для Старра с намерением предложить эту песню барабанщику для его сольного альбома 1981 года «Stop and Smell the Roses». Поначалу Старр согласился, но когда Джона не стало – он решил не записывать ни одну из композиций Леннона. В итоге «Nobody Told Me» появилась на посмертном альбоме Леннона «Milk and Honey» 1984 года и вошла в десятку лучших хитов того года. Пожалуй, это лучшее, что мог сделать Ринго для своего навсегда ушедшего товарища...