Трансформ-АГУ-ация
Астраханский госуниверситет @asuinforms с сентября 2022 года приступил к системной трансформации. Планируется изменить дизайн образовательных проектов, управленческую структуру, а также переформатировать научные объединения и лаборатории так, чтобы они отвечали запросам программы «Приоритет 2030».
Образовательная структура будет условно разделена на 4 кластера: общественных наук, гуманитарных наук, наук о жизни и Земле, техники и технологий. Ректор АГУ Константин Маркелов поделился подробностями:
«Это кластер общественных наук, куда входят юриспруденция, политология, социология, различные сервисные, спортивные направления, экономика и управление. В блок гуманитарных наук входят история, культурология, филология, теология, средства массовой информации и коммуникации, психология, иностранные языки. Следующий кластер объединяет широкий диапазон наук о Земле – агрономию, географию, почвоведение и другие. И, наконец, четвёртый кластер, который реализует направления, связанные с цифровыми технологиями и инженерной подготовкой. Туда входят вопросы рационального природопользования, искусственного интеллекта и математического моделирования».
Образцом для трансформации, пожалуй, стала идея крупных научно-образовательных «школ». Таким образом в свое время наладила работу НИУ ВШЭ, а также внес новации в организацию процессов МГУ.
Константин Маркелов, ректор Астраханского государственного университета им. В.Н. Татищева отметил, что новые структуры требуют преподавателя нового типа:
«Кого-то перемены пугают, для кого-то это выход из сложившейся комфортной ситуации, когда человек привык работать определённым образом, с 9 до 17 часов. Но сегодня уже такой преподаватель и специалист в университете не нужен, это вчерашний день. Прочитать лекцию на основе чужого исследования или того, что можно найти в любом учебнике, – это уже неинтересно студентам. Когда такое происходит, мы видим, что ребята или не посещают занятия, или без интереса относятся. Заставить учиться такого студента, применяя суровые меры, – это неправильно. Поэтому таких преподавателей пугает выход из комфортного состояния, но их немного».
Как всегда, с водой перемен нельзя выплеснуть ребенка здравого смысла. Хорошо было бы жить в таком мире, где каждый преподаватель высшей школы – мастер устного слова, чтения лекций и проведения семинаров. Но это, увы, не так. Потому какой-то процент инноваторов всегда будет существовать наравне с «традиционалистами» (пришел, рассказал учебник, ушел). Однако, последние могут быть заменены онлайн-курсами от действительно талантливых педагогов.
Интерес студентов лишь отчасти зависит от мастерства лектора. У молодежи должна быть мотивация постигать новое – не лишь потому, что оно интересно преподнесено (что было бы идеально), но и необходимо для будущего конкретного молодого человека.
Одним из перспективных направлений развития будущих крупных кластеров является сотрудничество с ведущими организациями в различных областях. В области цифровых технологий АСИ развивает сотрудничество с Институтом системного программирования им. В.П. Иванникова @ispras.
Ректор Константин Маркелов обсудил с директором ИСП РАН Арутюном Аветисяном возможности и интересы учёных АГУ в рамках тех стратпроектов и научно-технических разработок, над которыми сейчас ведётся активная работа по программе «Приоритет 2030». В процессе разговора были намечены точки сотрудничества по проекту, связанному с созданием системы выстраивания математических моделей социально-экономических процессов и их прогнозирования в Каспийском регионе.
Стороны также обсудили участие АГУ в программе, связанной с созданием цифровой платформы транспортного коридора «Север – Юг».
Астраханский госуниверситет являет собой отличный пример, как региональный вуз может решиться на системную трансформацию – опираясь на опыт ведущих вузов, но при этом четко понимания потребности региона и ключевых партнеров.
Подробнее: интервью Константина Маркелова.
Материал в нашем Телеграм-канале: https://t.me/scienpolicy/30740