Процедура семантического наполнения понятий конкретными содержаниями (ПСН)
Имея понимание предмета и сути психолингвистики можно приступить к углубленному изучению формальной техники ПСН. Мария цель процедуры формулирует как: «Выявить среди множества значений слова, обозначающего то или иное понятие, некоторое семантическое ядро, присутствующее в любом, даже очень усложненном или странном использовании этого слова любым носителем языка.» Попросту говоря, цель ПСН в выявлении самого обобщенного, понятного и простого смысла какого-либо слова, независимо от языка. При этом стоит учитывать, что семантическое ядро чаще всего оказывается примитивнее, чем само понятие, обозначаемое словом.
Процедура семантического наполнения понятий состоит из трех этапов.
Первый этап подразумевает получение вербального материала по интересующему нас понятию. Т.е. от группы испытуемых ( носителей языка ) требовалось составить 10-15 предложений с определенным словом. В целях конкретизировать обобщенные высказывания и уменьшить их количество, испытуемым было предложено представить, что они стараются разъяснить определенное понятие маленькому ребенку. После подобной просьбы испытуемые выражались упрощенно и прибегали к использованию жизненных примеров.
В случае с некоторыми понятиями возникают трудности в описании: на раздумья уходит много времени, формулировки расплывчаты и неконкретны. Тогда испытуемым предлагается дать описание по определенной схеме, например, при получении вербального материала для понятия Любовь испытуемые выполняли задание быстрее и использовали больше конкретной лексики, когда задание формулировали так: « Напишите 10 предложений по следующей схеме: меня любит (…), потому что (…)».
В результате первого этапа каждому исследуемому понятию соответствовали множество множеств контекстов-узусов (узус — употребление языковых вариантов, их применение в речи).
В проведении первого этапа ПСН существует больше нюансов, чем потребуется обывателю для общего ознакомления с техникой, более подробно все этапы описаны в книге.
Проведение первого этапа ПСН на примере применения ПСН к понятию Пространство.
Получение вербального материала представляло собой предсказуемые сложности, т.к. понятие пространство сложно полноправно отнести к вербальному или невербальному.
Ответы на прямые вопросы о пространстве давались испытуемым с трудом. Однако жесты повторялись. Описывая пространство люди делали круговые движения руками и поднимали их вверх.
Позже исследователи прибегли к более сложному варианту и предлагали принять или отвергнуть пример:
- Комната—это пространство?
-Да.
-А небо?
-Да
-…
Такой вариант первого этапа продолжается до тех пор, пока не будут определены более-менее четкие границы и критерии исследуемого понятия.