Найти тему

Четверо новых – наука и образование

Четверо новых – наука и образование

Интеграция четырех новых регионов в пространство России – задача системная и комплексная.

Новый Федеральный закон от 17.02.2023 № 19-ФЗ регулирует все аспекты стыковки и интеграции новых регионов в научно-образовательное пространство России. Процесс идет по двум отдельным векторам. Пространства ДНР и ЛНР уже были более-менее приближены к российскому – пускай и образца 2014 года. Для Запорожской и Херсонской областей – это резкий скачок от украинских реалий к российским. На их примере, кстати, можно посмотреть, какие гибриды могут получаться от наслоения европейских веяний на постсоветские реалии.

Первый блок статей федерального закона устанавливает соответствие образовательных, образовательно-квалификационных уровней, ученых степеней и званий. Для ДНР и ЛНР все достаточно просто – одноименные «уровни» приравнены друг к другу.

Для Запорожской и Херсонской областей всё сложнее. Профессиональное (профессионально-техническое) образование представлено тремя уровнями (начальный – базовый – высший). Первые два в итоге приравнены к СПО по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих.

Третий – к СПО по подготовке специалистов среднего звена. К нему же – «профессиональное предвысшее образование».

«Начальный уровень (короткий цикл) высшего образования» (младший бакалавр – неполное высшее) – к бакалавриату. Первый (бакалаврский) уровень – к специалитету. Второй (тут без сюрпризов) – магистратура. Третий (образовательно-научный, образовательно-творческий) уровень высшего образования – к аспирантуре (но не к степени кандидата наук).

Вот здесь уже есть пространство для размышлений. Во-первых, есть «короткий цикл» высшего образования – три года на базе 11 классов и четыре на базе 9-ти. Для имеющих квалификацию СПО – срок уменьшается на год. Примерно это и есть базовая «двойка» в формуле «2+2+2», а также пример интегрированного СПО и ВО, а также сопряженной программы «школа – вуз».

Далее идет уже полноценный четырехлетний бакалавриат на базе полного школьного образования, который решено приравнять уже к уровню специалитета.

В целом аналогично уровням образования приравниваются и квалификации по формуле «созвучные приравниваются».

Для научных степеней всё несколько проще. Кандидаты наук и PhD становятся кандидатами, доктора – докторами.

Стыковать направления подготовки (а равно и должности педагогических работников) будут Минпросвещения (школы и СПО) и Минобрнауки (высшее образование). Для здравоохранения направления стыкует Минздрав. Аналогично поступят и с аспирантами. Квалификационные категории педработников приравниваются к российским.

Кто учился – продолжит учиться по состыкованным уровням подготовки. Интернов разжалуют до ординатуры. Кто отучился и не получил диплом – получит.

Члены национальных академий наук Украины получат обозначенные Правительством выплаты.

Для ДНР и ЛНР уставы и наименования организаций нужно привести в соответствие с российскими до 31 декабря 2023-го, а для двух других новых регионов – не позднее 30 июня 2024-го. Фищиащы иностранных вузов прекращают деятельность не позднее 1 июля 2023 года. Их студенты смогут поступить на бюджет в университеты четырех регионов.

Научныеп организации на территории четырех новых регионов должны не позднее 1 января 2026 года привести свою научную деятельность в соответствие с требованиями законов РФ.

КЦП на ближайшие четыре года будут выделяться по заявкам, а не по конкурсу. Школьники смогут выбирать формат экзаменов. Мобилизованные граждане РФ в ДНР и ЛНР получают право после выхода с военной службы перейти с платного на бюджет.

Полномочия региональных властей будут приведены к российским нормам в срок до 1 января 2026 года.

Основной массив норм понятен и ожидаем. Единственный вопрос – к некоторой двойственности правового положения «граждан РФ» и «не граждан РФ». Даже в ДНР с ЛНР у некоторых остались лишь паспорта Украины, другие успели лишь получить республиканские. Проблема системная – аналогичные неувязки есть по всей социалке.

Текст ФЗ.

Материал в нашем Телеграм-канале: https://t.me/scienpolicy/30633