Найти тему
Z-Машины

Как сгорела подводная лодка США «USS Bonefish» (SS 582)?

Оглавление
Пожар на борту американской субмарины в открытом океане и меры эвакуации экипажа
Пожар на борту американской субмарины в открытом океане и меры эвакуации экипажа

Дизельная подводная лодка США «USS Bonefish» (SS 582) весной 1988 года принимала участие в учениях Атлантического флота. Все системы корабля функционировали нормально. Согласно расписанию очередного дня учений (24 апреля), субмарина погрузилась на глубину 45 метров, чтобы приступить к выполнению задачи – преследованию новой американской АПЛ класса «Sturgeon» (SSN 637). Неожиданно на мостик поступило сообщение о нарушении контура заземления в аккумуляторной яме. Командир не среагировал, так как подобные случаи являлись характерными для этого типа подводных лодок США. Однако вскоре пришло второе сообщение - о пожаре на нижнем уровне среднего отсека в районе кают экипажа по левому борту.

Пожар на борту американской ДПЛ «USS Bonefish»

Вскоре после прибытия на место, аварийная бригада увидела раскалённые до вишнёво-красного свечения колодки клемм батарейного отсека и пять подключенных к ним электрических кабелей главного гребного двигателя. Все пять кабелей, длиной не менее 35 метров, кроваво-красными змеями уходили на корму вдоль левого борта корабля через вентиляционную камеру. По всей видимости, где-то в системе случилось короткое замыкание.

Подводная лодка «USS Bonefish» устаревшей конструкции (1959 год выпуска) оставляла подводникам единственный способ отсоединить аккумулятор от кабелей. С помощью торцевых ключей снять наконечники клемм от шины. Рубильники, как на более новых подводных лодках, здесь отсутствовали. Однако попытка разъединения с помощью ключа раскалённых до красна болтовых соединений виделась американскими моряками явным самоубийством.

Были предприняты попытки охладить раскалённые кабели короткими впрысками углекислотных огнетушителей, но такой способ не увенчался успехом. Тем временем, до красна раскалённые соединения вызвали взрыв газовой плазмы, скопившейся внутри вентиляционной камеры. Массивный огненный шар вырвался из люка доступа в камеру. Огненный поток опрокинул аварийную группу. Каждый незамедлительно получил ожоги как минимум 2-й степени на отдельных участках тела. Лишь благодаря защитным комплектам, подводники США сохранили в целости глаза и органы дыхания.

Распространение огня и действия пожарной группы

Пламя ревело, издавая звук, напоминающий работу сварочного резака. Перегородки вентиляционной камеры были разрушены в нескольких точках. Распределительный щит, от которого запитаны насосы, оказался полностью разбитым.

Впрочем, даже если бы американские моряки решили использовать солёную морскую воду для тушения пожара, пришлось бы неминуемо столкнуться с выделением газообразного хлора.

К тому же впоследствии выяснилось, что система пожаротушения морской водой корабля была заполнена дизельным топливом, с целью взять на борт дополнительное количество горючего.

Что-то вроде такой картины наблюдали подводники аварийной группы «USS Bonefish»
Что-то вроде такой картины наблюдали подводники аварийной группы «USS Bonefish»

Между тем, бушующий огонь уже сжигал пробковую изоляцию корпуса подводной лодки «USS Bonefish». Горение пробки сопровождалось обильным выделением ядовитого дыма. Пламя перемещалось от зоны распределительного щита в сторону станции отбора проб мазута, где пробковая изоляция за 30 лет эксплуатации лодки смачно пропиталась остатками дизельного топлива. Поэтому огонь тут лишь усилился, а дымовой вал возрос практически вдвое.

Следом пламя охватило трубы малого диаметра, соединявшие четыре корабельных баллона с воздухом высокого давления и манометрами на корабельной панели управления балластом. Паянные серебряные соединения не выдержали высокой температуры, сжатый под высоким давлением воздух внутри корабельных баллонов вырвался в огненную лаву, теперь уже сопоставимую с лавой вулкана. Пожар на американской подводной лодке «USS Bonefish» вышел из-под контроля пожарной группы. Пришло время эвакуации.

Эвакуация моряков с подводной лодки «USS Bonefish»

Субмарину всё-таки удалось поднять на поверхность. Здесь экипаж пытался снизить уровень дыма путём проветривания с помощью трёх дизельных двигателей. Но дизели отработали недолго, встали из-за повреждений, вызванных пожаром. Командир приказал экипажу покинуть корабль через ближайшие люки. Вскоре уцелевший экипаж оказался на палубе. К счастью море оставалось спокойным, и вода была относительно тёплой. Тем не менее, около 20 человек по причине паники оказались в воде.

Фрегат ВМФ США «USS Carr» посредством которого эвакуировали экипаж «USS Bonefish»
Фрегат ВМФ США «USS Carr» посредством которого эвакуировали экипаж «USS Bonefish»

Вскоре к месту аварии подошёл фрегат ВМФ США «USS Carr», с борта которого к лодке отправили один крытый спасательный плот и моторный вельбот. Часть экипажа загрузилась на плот и вельбот, но подлетевшие к месту два военных вертолёта воздушным потоком винтов перевернули спасательный плот. Вертолётами, однако, эвакуировали большую часть экипажа, забирая моряков с верхней палубы подлодки с помощью канатных хомутов.

Согласно сведениям американской стороны, в этой трагедии погибли трое подводников. Двадцать три моряка были госпитализированы с разными степенями ожогов. Были сведения о потерянных боевых торпедах и секретных документах, но власти опровергли эту информацию. Пожар сделал своё дело - американская дизельная подводная лодка «USS Bonefish» выгорела изнутри практически полностью. Поэтому спустя год (1989) субмарину списали на металлолом.