Найти в Дзене
c.i.h.

Центральный рынок на Болотной площади и Софийской набережной, 1926 — Москва, которой не было

Центральный оптово-розничный рынок, 1926, ВХУТЕМАС, М. Барщ, М. Синявский, мастерская А. Веснина / 3D модель.

Центральный рынок на Софийской наб. - 3D реконструкция
Центральный рынок на Софийской наб. - 3D реконструкция

Проект Центрального продовольственного рынка архитекторов Михаила Барща и Михаила Синявского (ВХУТЕМАС), который планировали разместить на Софийской набережной напротив Кремля. Центральный одноэтажный объем должны были занять торговые ряды, по периметру разместились бы холодильные камеры. 22-этажные конторские башни были призваны повысить рентабельность всего комплекса. Семь зданий эпохи Русского авангардна, которые могли навсегда изменить облик этой части столицы.

Проект центрального рынка, Софийская набережная, 1926, ВХУТЕМАС
Проект центрального рынка, Софийская набережная, 1926, ВХУТЕМАС

Мастерская А. Веснина во ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе

Во второй половине 20-х годов, как уже отмечалось выше, ВХУТЕМАС становится не только одним.из центров формирования и развития архитектурного авангарда, но и своеобразной ареной соревнования лидеров двух наиболее влиятельных новаторских течений. А. Веснин и Н. Ладовский воспринимались тогда во ВХУТЕМАСе как самые яркие и значительные фигуры.

Центральный рынок на Болотной площади и Софийской набережной, 1926 - из проекта 3D Москва, которой не было 1920-1970
Центральный рынок на Болотной площади и Софийской набережной, 1926 - из проекта 3D Москва, которой не было 1920-1970

Начиная с 1925 г. на архитектурном факультете ВХУТЕМАСа (а затем и ВХУТЕИНа) происходило негласное соревнование между курсовыми и дипломными проектами, выполненными в мастерских А. Веснина и Н. Ладовского. Из стен ВХУТЕМАСа - ВХУТЕЙНа вышли многие талантливые архитекторы, с именами которых связаны творческие достижения советской архитектуры.

Одержав убедительную победу во ВХУТЕМАСе, творческие течения авангарда готовили квалифицированные кадры своих сторонников.

Проект центрального рынка, Софийская набережная, 1926
Проект центрального рынка, Софийская набережная, 1926

А. Веснин в руководимой им мастерской ориентировал студентов в процессе проектирования обращать внимание на функцию здания. В своих беседах с учениками он говорил, что в основе архитектурного произведения лежат функция, план, график

движения. В то же время А. Веснин, подчеркивая функциональную целесообразность новой формы, не призывал студентов механически из функции строить объемно-пространственную композицию, а приучал искать выразительную форму.

Центральный рынок на Болотной площади и Софийской набережной, 1926 - на 3D модели Москвы, которой не было
Центральный рынок на Болотной площади и Софийской набережной, 1926 - на 3D модели Москвы, которой не было

Курсовые и дипломные проекты ВХУТЕМАСа публиковались тогда в советской и зарубежной печати и играли значительную роль в творческих поисках советских архитекторов. Среди дипломных работ, выполненных в мастерской А. Веснина, наибольшее внимание привлекли такие проекты:

Проект центрального рынка, остров Балчуг, план 1926 года
Проект центрального рынка, остров Балчуг, план 1926 года

1 1925. А. Буров - центральный вокзал в Москве

2 1926. М. Барщ и М. Синявский - совместный дипломный проект Центрального оптово-розничного рынка на Болотной площади в Москве (два варианта); С. Кожин и И. Соболев -- проекты Дворца труда в Москве.

3 1927. И. Леонидов - Институт библиотековедения имени В.И. Ленина в Москве.

4 1928. Н. Красильников - Дом профсоюзов (и схема «нового города»); Л. Наппельбаум Нижегородская ярмарка (планировка и застройка).

Центральный рынок на Болотной площади и Софийской набережной, 1926 - кадр из мини-сериала 3D Москва, которой не было 1920-1970
Центральный рынок на Болотной площади и Софийской набережной, 1926 - кадр из мини-сериала 3D Москва, которой не было 1920-1970

5 1929. Л. Комарова - здание Коминтерна.

6 Из курсовых проектов, выполненных в мастерской А. Веснина, всеобщее внимание привлекли три проекта курортной гостиницы на Черноморском побережье.

-8

19 марта 1929 г. на заседании Секции пространственных искусств ГАХН, специально посвященном вопросам современного архитектурного проектирования, студенты мастерской А. Веснина К. Афанасьев, Н. Соколов и Г. Зундблат сделали сообщения о своих курсовых проектах курортной гостиницы.

-9

Во вступительном слове на этом заседании («Задачи современной архитектуры») А. Веснин говорил: «... архитектор должен войти в активное строительство новой жизни, должен принять участие в выработке самих архитектурных заданий, а не принимать готовое задание. Новая жизнь требует нового оформления, что и возможно лишь при использовании новых материалов и новейших технических данных».

-10

После всех сообщений на заседании развернулись прения, в ходе которых по существу обсуждалась творческая концепция конструктивизма. При этом теоретические декларации сопоставлялись с предложенными вниманию собравшихся 3-мя проектами учеников лидера конструктивизма. <Подробнее о проекте>

Также: