В чем суть тренда на просьюмеризм, кто такие просьюмеры и чем полезна данная культура, рассказывает Олеся Зайцева, корпоративный тренер билайна.
Термин «просьюмер» (от англ. consumer и produser) впервые прозвучал в книге «Третья волна» американского футуролога Элвина Тоффлера.
Просьюмер — это человек, который потребляет и производит ценность для собственного потребления, либо для потребления другими.
Возможно, вы уже являетесь просьюмером?
Яркий пример просюмеризма, если вы ведёте социальные сети и оставляете обратную связь по продуктам или услугам. Возможно, вы хотя бы раз перешивали под себя одежду, реставрировали мебель, делали своими руками ремонт в квартире или апгрейд собственного автомобиля. Или вы печете любимый пирог по бабушкиному рецепту, с удовольствием съедаете его сами и угощаете близких. А планируя отпуск, составляете уникальный маршрут по своей малой родине, путешествуете и делитесь маршрутом с окружающими.
Просьюмера в корпоративной жизни компании тоже легко отличить. Скорее всего, это сотрудник, который активно участвует в опросах и фокус группах, делится мнением, предлагает идеи по улучшению продуктов или услуг. Это тот человек, который легко становится соучастником процессов по производству чего-либо. Например, сотрудник, который на встрече с новичками делится о преимуществах работы в компании – это просьюмер, который создает ценность бренда работодателя. Или сотрудник, который участвует во внутреннем тестировании новой продукции и дает по ней обратную связь – просьюмер, который помогает компании создавать лучшее предложение для внешних клиентов.
Само явление просьюмеризм, как тренд, заслуженно противопоставляют эпохе потребления
В европейских странах просьюмеризм был развит до 18 века и практически сошел на нет с ростом производства и экономическим подъемом. Все просто: появились рабочие места, у людей стала выше занятость, времени на производство для себя фактически не хватало. Но зато появилась возможность приобретать необходимые товары. Зачем готовить ужин, если можно сходить в ресторан?
Жители Европы и США вернулись к просьюмеризму после Второй мировой войны, когда случилось падение экономики. В это время люди вспомнили, что могут сами шить одежду, заниматься сельским хозяйством, изготавливать мебель.
В нашей стране с культурой потребления было сложнее. Экономические реалии просто вынуждали соотечественников быть просьюмерами. Культура потребления осуждалась и не могла быть популярной. Вспомните, почти у каждого в семье была швейная машинка, вязальные спицы, а маленький огородик давал подспорье в пропитании.
Затем пал железный занавес. Начались изменения в экономике. Считается, что просьюмеризм незаметно стал развиваться в России после кризиса 2008.
«Доступность всего» породила у людей потребность в создании уникального предложения «под себя». И тогда начинает появляться продукция хенд-мейд: мастерские по реставрации мебели, одежда с вышивкой ручной работы. Мы с удовольствием самостоятельно собираем под себя услуги в тарифах мобильной связи, создавая своего рода авторский коктейль. Мы делимся в социальных сетях рецептами и рекомендациями. В моду снова входят экологически чистые продуты, выращенные на собственном огородике. И это новый виток в развитии просьюмеризма, который, как ни странно, случился благодаря эпохе потребления. Совершенно естественно и почти безболезненно мы входим в новые экономические реалии.
Почему нам всем полезно быть просмьюмерами?
В чем же сейчас ценность просьюмеризма? Почему в этом изменчивом, тревожном, хрупком мире нам всем полезно быть просьмерами?
1. Фокусировка. Создавая под себя, мы концентрируемся только на том, что для нас действительно важно. И от этого получаем качественное удовлетворение текущей потребности.
2. Снижение тревожности. Когда мы сами являемся авторами того, что создаем, мы способны планировать, контролировать и управлять. Это создает определенность и снижает уровень стресса.
3. Вовлеченность и увеличение ценности. Человек действительно больше ценит то, что создает своими руками. С каким удовольствием вы носите носки, связанные своими руками. Как может быть вам дорог автомобиль, в котором вы самостоятельно чинили поломку. И как сложно уходить из компании, в развитии которой есть и ваш вклад.
4. Создание положительного опыта. То, что помогло и полезно мне, может быть полезно еще кому-то.
5. Новые связи. Придумывая и реализовывая решения, мы обязательно встречаем единомышленников. Люди увлеченные, альтруистичные, любопытные к тому, во что вкладываются, находят друг друга и создают полезные сообщества.
Считаете ли вы себя просьюмером? Пишите в комментариях.