Найти тему
Вектор Развития

Про гениальность — наброски.

Общество - это среда.

Среда жизни и развития, в которой индивиду возможно полноценно реализовать себя только как социальное существо - Личность.

Реализовать себя как социальное существо в полной мере - это осознанно и непосредственно участвовать не только в процессе самовоспроизводства но и улучшения (развития) общества. Каждый человек всегда непосредственно и опосредованно через других людей - всю свою жизнь участвует в этих процессах (в производстве и развитии общественной жизни) но к сожалению сегодня - за редким исключением неосознанно.

На протяжении человеческой истории люди, которые вносили ощутимый вклад в развитие общества оценивались самим этим обществом как гении. Гениальность - это чисто социальное понятие и явление, его нет в природе.

Гений - это тот кто создал нечто новое, чего еще никогда не было. Гений - не тот кто нарисовал картину, а тот кто открыл новое направление что и как рисовать. Создал новую деятельность, технологию, продукт. Само искусство - это тоже целая отрасль по производству и развитию человеческих чувств, смыслов и состояний через произведения искусства.

Чем сильнее твоя деятельность и ее продукт повлияла (улучшила) жизнь других людей, расширила их возможности в любой сфере - материальной, чувственной, логической - и чем большее количество их на себе ощутили ее результаты - тем ты гениальнее.

Что может препятствовать такому развитию индивида в обществе? Можно ли производить гениальность?

Гениальность есть осознанный, свободный выбор человека выйти за рамки субъективного существования, это процесс творческий, сделать что-то, что приближает меня к вечному, будь это научные исследования маленькой клетки, или риск остаться голодным и потратить часть своей жизни на рисунки на камне в пещере.

Осознанность индивидом собственной деятельности и отношений зависит от уровня развития самосознания общества (общественного сознания эпохи) и уровня развития самосознания личности индивида в этом обществе (разделение труда и место индивида в структуре).

То есть это зависит:

1) - от
возможностей которые общество может предоставить для развития своим членам.
Уровеня развития производительных сил, в том числе и производства сознания.

2) - от индивидуальных способностей индивида освоить, развить и реализовать общественные способности в своей индивидуальной деятельности
в каждую конкретную эпоху.

1. Общественные возможности развития:

Чтобы была в обществе полная осознанность каждой личностью своего развития и отношений между людьми - оно должно обладать такими технологиями которые позволили бы производить индивидов с сознанием наиболее передовым для эпохи - с таким, которое позволяет человеку как можно быстрее начать работать над улучшением самого общества, над решением задач всеобщего масштаба в любой сфере производственной деятельности (в том числе и в искусстве, и в образовании, науке, медицине и т.д. и т.п.). Это значит - максимально доступное, максимально качественное для всех образование и беспрепятственное обучение и участие в любой сфере производства с наиболее раннего для этой деятельности возраста.

Для реализации этих задач необходимы технологии производства, коммуникации, координации и управления развитые до уровня который позволяет исключить (сделать исключительно добровольным - в качестве хобби для производства подарков несущих особый смысл, например) необходимость использования физической силы человека в производстве, максимально упростить системы управления и производственного контроля, и оставить человеку в материальном производстве только творческие функции планирования и развития.

2. Индивидуальные возможности развития:

Реализоваться как полноценная социальная единица - Личность, индивид может только осваивая и развивая способности в процессе участия в общественной жизни.

Способности - социальное явление, способности — это свойства Личности, являющиеся условиями успешного осуществления определённого рода (способа) деятельности. Способности развиваются из задатков в процессе деятельности.

Индивидуальные возможности их развивать зависят от задатков, а также личного отношения к той либо иной деятельности - но оно тоже формируется в обществе и посредством общества в процессе развития.

Задатки — анатомо-физиологические особенности нервной системы, служащие базой для формирования тех или иных способностей индивида. Задатки - определены генетически для вида в целом границами биологических возможностей вида и меняются только в процессе биологического развития вида.

Задатки - генетически наследуемые. По наследству индивид может получить глухоту или слепоту или очень хороший слух и т.д. Задатки могут служить подспорьем для развития тех либо иных способностей, а могут наоборот - препятствовать их развитию.

Мы можем говорить о взаимосвязи биологического и социального для человека только применительно к переходу одной формы движения в другую.

Но не надо смешивать биологическое и социальное эклектически. Это не отношение зерна и колоска, а отношение пшеничного поля к мышам которые в нем живут. Биологическое движение развиваясь из колоска - белковой молекулы, стало пшеничным полем - моногообразием живой жизни. И вот тут-то одна из ее форм стала "мышью" на этом поле.

Человек сегодня существует на биологическом основании, но человек как явление, как вид, как форма движения материи - это не столько его основание, сколько его деятельность, сама общественная жизнь как закон существования и развития (движения) данного конкретного вида. Реализуется этот закон через общественное производство и развитие общественной жизни (видовое развитие) в процессе производства и развития каждой индивидуальной жизни. (Личностное развитие).

Гениальность - это чисто социальное понятие и явление, его нет в природе, поэтому законы биологической жизни для этого явления не являются определяющими, не определяют его сущность. Также как для форм биологической жизни, для птиц например, законы физических взаимодействий являются важными, являются основанием на котором они строят сами себя как птицы, но определяющими сущность этих самых птиц как птиц - уже будут биологические законы, генетика и т.д.

Повторимся:

Гений - это тот кто создал нечто новое, чего еще никогда не было. Гений - не тот кто нарисовал картину, а тот кто открыл новое направление что и как рисовать. Создал новую деятельность, технологию, продукт. Само искусство - это тоже целая отрасль по производству и развитию человеческих чувств, смыслов и состояний через произведения искусства.

Гениальность есть осознанный, свободный выбор человека выйти за рамки субъективного существования, это процесс творческий, сделать что-то, что приближает меня к вечному, будь это научные исследования маленькой клетки, или риск остаться голодным и потратить часть своей жизни на рисунки на камне в пещере.

Опираясь на все вышесказанное, я хочу сделать утверждение, что сегодняшний уровень развития общественных возможностей вплотную приближается к тому, чтобы при определенных условиях организации общественных процессов производства - уже в ближайшие десятилетия создать такие образовательные и организационно-производственные технологии которые позволят человечеству за короткий период времени приступить к массовому производству условий для развития гениальности потенциально присутствующей в каждом социальном индивиде. В каждом из нас.

Социальная патология - это такое состояние общества и входящих в него индивидов, когда общественная структура не позволяет индивидам развивать любые способности в любой момент времени, а самих индивидов такое положение дел устраивает.

Сегодня в обществе каждый из нас социально болен, имеет ту либо иную степень социальной патологии.

Андрей Килин