Наброски в процессе работы:
Представление о мифологии и магическом мышлении у многих моих знакомых очень поверхностно.
Многим мыслится, что мифология- это «обезьяна» мышления религиозного (то ли предшественница, то ли пересмешница, то ли низшая форма), причем дальше этой мысли обычно не идут – миф типа примитивная религия, и точка.
В этом представлении есть зерно истины, однако религия и миф – существенно разные способы мышления и сознания. Я лично вижу и в мифологии еще момент, что, в истории и на практике, магическое мышление - это также и «обезьяна» мышления научного, в его позитивистской форме существования.
Собственно, мифологию, конечно, кое-что роднит с религиозной верой. Это кое-что - представление о наличии сверхъестественных сущностей, объективно являющееся проекцией человеческих отношений и способа жизни людей в целом на весь остальной предметный мир. В магическом мышлении - таких сущностей бесконечное множество и каждый предмет, явление, процесс в мире - представляет собой именно такую независимую и самостоятельную сущность, предмет является ее «телом», «органом», ей самой. В философии, как попытке осознать мифологию, магию - такое понимание отразилось в концепции «мира идей» Платона, как мне думается.
Магическое, мифологическое мышление - это и представление о том, что с помощью неких алгоритмов, действий с этими самыми материальными телами сверхъестественных сущностей - можно добиться желаемых роду, племени или индивиду, как их телесному представителю, органу - целей.
Ключевые элементы тут - обязательное наличие цели и алгоритма действий для ее достижения при помощи материальных предметов, которые и ПРЕДСТАВЛЯЮТ собой, здесь и сейчас, некие силы или сущности между которыми "производится" определенное взаимодействие. (Сам человек тоже выступает лишь как один из таких предметов – представляет собой силу рода, племени, например).
Уже в самой логике такого подхода – можно уловить момент, что именно общечеловеческая сила, сила рода, племени, начинает постепенно (с развитием способностей к производству и подчинению разных сил-тел природы человеческой деятельности) выступать как организующая сила, направляющая и управляющая взаимодействием вещей и процессов в Природе, буквально – творящая ее движение. Совокупная сила человека (рода, племени) в магических обрядах и действиях всегда выступает как творческое, организующее начало, и представляет собой этакого коллективного Творца происходящих в мире событий. Правда самими носителями магического сознания этот момент их собственной деятельности еще вряд ли осознается адекватно.
В религиозном же мышлении – такая сущность уже одна, здесь всё - есть Бог, так осознается единство мира (снимается множественность богов, имеющих «тело» - идолов, представленных единичным материальным, именно так понимается «Всеобщее». Это отражает действительные процессы развития межплеменной и, главное – международной интеграции – включение в процесс производства единого экономического пространства жизни множества разных племен и народов, эпоха государств и империй, вавилон, ассирия, персия, македонский, РИМ!!!
Кроме того, именно религия порождает подлинную Духовность – ведь Бог или Всеобщее – не может быть ПРЕДСТАВЛЕН ни одним из действительно существующих в материальном мире предметов (теперь даже племен или народов, лишь церковь - как всеобщий представитель воли бога, но не его тело, не он сам, у всех народов) и может отражаться в сознании лишь как всеобщее единство материального и духовного мира в его движении, хотя объективно - является уже привычной людям из мифологии проекцией на мир собственной творческой силы, силы, позволяющей производить реальную жизнь общества, менять мир.
Религия и ее учения - и есть продукт осознания нового, всеобщего жизненного единства племен и народов в единой империи или государстве, и новая форма их общего сознания, в отличие от старой формы осознания и производства единства, характерной для племени или народа, единства необходимого для производства общественной жизни и рожденного на основе племенного или родового строя, развитого уже основе союза родственных племен в пантеон богов - общего мифа. И источник этого нового, уже религиозного единства, уже недоступен для телесного, органического восприятия посредством индивидуального тела человека. Оно сверхчувственно.
Так рождается культ единого Бога, Души и Духа, их бестелесность, «непредставленность» в материальном, «тварном» мире, невозможность их воспринимать телесно, только силой веры и экстатического откровения, тут же, на этой же самой почве, зарождаются оккультизм, мистицизм, и т.д.
Андрей Килин