Найти тему
Вектор Развития

Маслоу не прав! Пирамиды нет.

Наброски и цитаты к Потребностям

«...Размер так называемых необходимых потребностей, равно как и способы их удовлетворения, сами представляют собой продукт истории и зависят в большей мере от культурного уровня страны...»

все люди, по своей природе, равны, так как «…у всех людей нужды от природы одинаковы… И в самом деле, мы все одинаково дышим воздухом - через рот и нос - и едим мы все одинаково - при помощи рук»

Антифонт из Афин (V в. до н. э.)

Эпикур отождествляя потребности и желания попытался дать их классификацию, выделяя естественные и необходимые потребности: «одни - естественные, другие - пустые, и из числа естественных одни - необходимые, а другие - только естественные; а из числа необходимых одни необходимы для счастья, другие - для спокойствия тела, третьи - для самой жизни» [3, с. 357]. Таким образом, Эпикур обуславливал существование человека с обязательным удовлетворением своих необходимых потребностей: «Путь к счастью возможен тогда, когда человек, руководствуясь разумом и волей, удовлетворяет эти естественные и необходимые потребности»

По Платону (428 – 348 до н. э.) носителем потребностей человека является не его тело, а душа. Поэтому их особенности объясняются жизнью души в прошлых существованиях. А так как существование души имеет телесную оболочку и при физической жизни имеет определенную свободу выбора, человек может приобрести дурные привычки, и, как следствие, сформировавшие­ся в результате жизнедеятельности разнообразные потребности человека, оказывают опосредованное влияние на будущее существование души. Роль потребностей здесь проявляется в том смысле, что одних людей по жизни ведет материальный (телесный) интерес, других духовный (идеальный). Отсюда, душа не бывает полностью чистой и при своих следующих существованиях опосредуется определенными потребностями человека.

Аристотель (384 – 322 гг. до н. э.) выделил следующие потребности человека: государство, семья, взаимное сохранение и общение. Семья, по его мнению, это и есть «общение», служащее удовлетворению «повседневных надобностей». «А тот (человек), кто не способен вступить в общение или, считая себя существом самодовлеющим, не чувствует потребностей ни в чем, уже не составляет элемента государства, становясь либо животным, либо божеством»

Аристотель.

Для Аристотеля человек — это прежде всего общественное или политическое существо, одарённое речью и способное к осознанию таких понятий как добро и зло, справедливость и несправедливость, то есть обладающее нравственными качествами. Он утверждал, что человек – существо социальное, общественное, т.к. обладает речью

Голландский философ Б. Спиноза считал главной побудительной силой поведения аффекты, к которым он относил в первую очередь влечения, связанные как с телом, так и с душой. Если влечение осознается, то оно превращается в желание.

"Под аффектами, я разумею состояния тела, которые увеличивают или уменьшают способность самого тела к действию, благоприятствуют ей или ограничивают ее, а вместе с тем и идеи этих состояний. Если, таким образом, мы можем быть адекватной причиной какого-либо из этих состояний, то под аффектом я разумею состояние активное, в противном случае — пассивное"

Под аффектами Спиноза понимал состояния тела и идеи этих состояний, которые увеличивают или уменьшают активность человека. Он выделял три вида аффектов — удовольствие, неудовольствие и желание. Влечение или желание выступает проявлением сущности человеческой природы и стремления к самосохранению.

Помимо пассивных, природных страстей Спиноза выделял аффекты удовольствия и желания, связанные с активным состоянием души, её стремлением к познанию истинных или адекватных идей. Поскольку ограничение способности души к мышлению или познанию вызывает неудовольствие, то познание как проявление активности души связано только с аффектами удовольствия и желания.

-2

Согласно учению Спинозы, человек подвержен аффектам, поскольку он — часть природы. Он не может не подчиняться её порядкам и законам и бессилен перед ними. Естественные желания являются формой рабства. Мы не выбираем, чтобы иметь их. Наше действие не может быть свободно, если оно подчиненно силам вне нас.

-3

Чем меньше потребностей, тем счастливее жизнь.

Лев Толстой

Роскошь заменяет глупцам искусство.

Анри Дювернуа

Реклама это средство заставить людей нуждаться в том, о чём они раньше не слыхали.

Мартти Ларни

Величайший плод ограничения желаний свобода.

Эпикур

Именно общественные отношения, стержнем, основой и базой которых выступают отношения по производству материальных благ, выступают как предпосылка и условие собственно человеческой деятельности. От них, от их характера зависит и способ деятельности, т. е. культура. При таком подходе вся совокупность общественных отношений и выражает суть человеческого общества, обобществившегося человечества ('социального).

Общественные отношения складываются объективно. Они-то и задают, определяют, обосновывают тот способ деятельности, который реализуется в явлениях культуры. Может возникнуть вопрос: значит, общественные (и прежде всего производственные) отношения не могут быть охарактеризованы как относящиеся к феномену культуры?

Да, не могут. И бояться тут нечего. По отношению к культуре они выступают как основа, а культура как обоснованное. Для выяснения взаимосвязи общественных отношений и культуры принципиальное методологическое значение имеет применявшееся В. И. Лениным выражение “материальные основания культуры”.

Объективные условия—это не сама деятельность, а ее необходимые предпосылки.

Идея в том, что потребности сменяют одна другую в процессе жизни человека, и, та, которая самая актуальная здесь и сейчас - есть ведущая потребность. Ее реализации подчинены все остальные в данный момент. Есть всеобщая потребность - быть собой в каждый момент времени, быть живым, жить как человек, то есть - в соответствии с личным представлением о достойной жизни, идеале.

И вот здесь получается, что можно отказаться от еды, например, ради сохранения чести и тому подобное.

Жизнь и есть череда реализации множества разнообразных потребностей, при этом у человека есть и всеобщая, что-ли потребность - прожить по-человечески...

И, если текущая потребность начинает выступать в противоречии со всеобщей - она игнорируется, даже если она и "базовая" по Маслоу