Наброски и цитаты к Потребностям
«...Размер так называемых необходимых потребностей, равно как и способы их удовлетворения, сами представляют собой продукт истории и зависят в большей мере от культурного уровня страны...»
все люди, по своей природе, равны, так как «…у всех людей нужды от природы одинаковы… И в самом деле, мы все одинаково дышим воздухом - через рот и нос - и едим мы все одинаково - при помощи рук»
Антифонт из Афин (V в. до н. э.)
Эпикур отождествляя потребности и желания попытался дать их классификацию, выделяя естественные и необходимые потребности: «одни - естественные, другие - пустые, и из числа естественных одни - необходимые, а другие - только естественные; а из числа необходимых одни необходимы для счастья, другие - для спокойствия тела, третьи - для самой жизни» [3, с. 357]. Таким образом, Эпикур обуславливал существование человека с обязательным удовлетворением своих необходимых потребностей: «Путь к счастью возможен тогда, когда человек, руководствуясь разумом и волей, удовлетворяет эти естественные и необходимые потребности»
По Платону (428 – 348 до н. э.) носителем потребностей человека является не его тело, а душа. Поэтому их особенности объясняются жизнью души в прошлых существованиях. А так как существование души имеет телесную оболочку и при физической жизни имеет определенную свободу выбора, человек может приобрести дурные привычки, и, как следствие, сформировавшиеся в результате жизнедеятельности разнообразные потребности человека, оказывают опосредованное влияние на будущее существование души. Роль потребностей здесь проявляется в том смысле, что одних людей по жизни ведет материальный (телесный) интерес, других духовный (идеальный). Отсюда, душа не бывает полностью чистой и при своих следующих существованиях опосредуется определенными потребностями человека.
Аристотель (384 – 322 гг. до н. э.) выделил следующие потребности человека: государство, семья, взаимное сохранение и общение. Семья, по его мнению, это и есть «общение», служащее удовлетворению «повседневных надобностей». «А тот (человек), кто не способен вступить в общение или, считая себя существом самодовлеющим, не чувствует потребностей ни в чем, уже не составляет элемента государства, становясь либо животным, либо божеством»
Аристотель.
Для Аристотеля человек — это прежде всего общественное или политическое существо, одарённое речью и способное к осознанию таких понятий как добро и зло, справедливость и несправедливость, то есть обладающее нравственными качествами. Он утверждал, что человек – существо социальное, общественное, т.к. обладает речью
Голландский философ Б. Спиноза считал главной побудительной силой поведения аффекты, к которым он относил в первую очередь влечения, связанные как с телом, так и с душой. Если влечение осознается, то оно превращается в желание.
"Под аффектами, я разумею состояния тела, которые увеличивают или уменьшают способность самого тела к действию, благоприятствуют ей или ограничивают ее, а вместе с тем и идеи этих состояний. Если, таким образом, мы можем быть адекватной причиной какого-либо из этих состояний, то под аффектом я разумею состояние активное, в противном случае — пассивное"
Под аффектами Спиноза понимал состояния тела и идеи этих состояний, которые увеличивают или уменьшают активность человека. Он выделял три вида аффектов — удовольствие, неудовольствие и желание. Влечение или желание выступает проявлением сущности человеческой природы и стремления к самосохранению.
Помимо пассивных, природных страстей Спиноза выделял аффекты удовольствия и желания, связанные с активным состоянием души, её стремлением к познанию истинных или адекватных идей. Поскольку ограничение способности души к мышлению или познанию вызывает неудовольствие, то познание как проявление активности души связано только с аффектами удовольствия и желания.
Согласно учению Спинозы, человек подвержен аффектам, поскольку он — часть природы. Он не может не подчиняться её порядкам и законам и бессилен перед ними. Естественные желания являются формой рабства. Мы не выбираем, чтобы иметь их. Наше действие не может быть свободно, если оно подчиненно силам вне нас.
Чем меньше потребностей, тем счастливее жизнь.
Лев Толстой
Роскошь заменяет глупцам искусство.
Анри Дювернуа
Реклама это средство заставить людей нуждаться в том, о чём они раньше не слыхали.
Мартти Ларни
Величайший плод ограничения желаний свобода.
Эпикур
Именно общественные отношения, стержнем, основой и базой которых выступают отношения по производству материальных благ, выступают как предпосылка и условие собственно человеческой деятельности. От них, от их характера зависит и способ деятельности, т. е. культура. При таком подходе вся совокупность общественных отношений и выражает суть человеческого общества, обобществившегося человечества ('социального).
Общественные отношения складываются объективно. Они-то и задают, определяют, обосновывают тот способ деятельности, который реализуется в явлениях культуры. Может возникнуть вопрос: значит, общественные (и прежде всего производственные) отношения не могут быть охарактеризованы как относящиеся к феномену культуры?
Да, не могут. И бояться тут нечего. По отношению к культуре они выступают как основа, а культура как обоснованное. Для выяснения взаимосвязи общественных отношений и культуры принципиальное методологическое значение имеет применявшееся В. И. Лениным выражение “материальные основания культуры”.
Объективные условия—это не сама деятельность, а ее необходимые предпосылки.
Идея в том, что потребности сменяют одна другую в процессе жизни человека, и, та, которая самая актуальная здесь и сейчас - есть ведущая потребность. Ее реализации подчинены все остальные в данный момент. Есть всеобщая потребность - быть собой в каждый момент времени, быть живым, жить как человек, то есть - в соответствии с личным представлением о достойной жизни, идеале.
И вот здесь получается, что можно отказаться от еды, например, ради сохранения чести и тому подобное.
Жизнь и есть череда реализации множества разнообразных потребностей, при этом у человека есть и всеобщая, что-ли потребность - прожить по-человечески...
И, если текущая потребность начинает выступать в противоречии со всеобщей - она игнорируется, даже если она и "базовая" по Маслоу