Найти тему
ПроФэнтези

География, экономика и религия: три кита для создания вымышленного мира

Оглавление

Как создать реалистичный мир в жанре фэнтези? Этот вопрос волнует многих начинающих авторов. На мой взгляд, есть три важных фактора, на которые нужно обратить внимание в первую очередь: география, экономика и религия. Давайте обсудим их подробнее (как обычно, с примерами).

Замок Пайк - столица Железных Островов (арт Lino Drieghe, www.deviantart.com).
Замок Пайк - столица Железных Островов (арт Lino Drieghe, www.deviantart.com).

1. География

Обычно вымышленный мир начинается с карты 👇. Даже если она еще не нарисована, в голове у автора все равно существует определенная схема: куда идут герои, какие препятствия попадаются им на пути, в какой стране все это происходит и т.д. Но мало нарисовать карту - нужно сделать это так, чтобы она выглядела достоверно.

География многое определяет в политике, культуре и даже в меню придорожных трактиров. Например, если две империи соперничают между собой, у них должна быть оспариваемая территория, которую обе могут легко захватить и объявить своей. Если есть богатый город, логично разместить его на пересечении торговых путей: в проливе, устье реки или оазисе на перекрестке караванных троп. Если есть пиратское логово, должны быть богатые земли поблизости, которые можно грабить. В пустынной местности в трактирах вряд ли будут подавать рис. И т.д.

Вы наверняка думаете, что такие логичные вещи придут в голову любому автору :) Однако на поверку даже маститые писатели совершают ошибки. Возьмем для примера Железные Острова из цикла "Песнь льда и пламени" Джорджа Мартина. Их жители занимаются пиратством. Вроде бы. Проблема в том, что к западу от Островов земли нет. К востоку находится побережье Вестероса, но Север нищий, развитых торговых связей с югом в тех морях не поддерживает. Остаются Ланнистеры, гораздо дальше на юге есть Тиреллы - вот и все. А если бы Острова находились к востоку от Вестероса, то как раз оказались бы на пересечении торговых путей между Вестеросом и Эссосом - раздолье для пиратов. Неудивительно, что Мартину приходится гонять железян за добычей как раз в моря между Вестеросом и Эссосом :)

Рассказ "Вечный огонь" - лайфхак, как заработать больше 20 тысяч крон за несколько дней (арт www.portagame.ru).
Рассказ "Вечный огонь" - лайфхак, как заработать больше 20 тысяч крон за несколько дней (арт www.portagame.ru).

2. Экономика

Можно не углубляться в экономические вопросы с головой, но у мира должен быть свой базис. Если эльфы известны своими изысканными украшениями, значит, они откуда-то взяли золото и драгоценные камни для ювелирных мастерских. Если гномы живут внутри горы, поблизости должны быть фермы, поставляющие еду. Если "Империя зла" обладает большой военной мощью, ей должно сопутствовать хорошо развитое производство. Политика обязательно повлияет на торговлю.

Эти моменты хорошо показаны в "Ведьмаке" Анджея Сапковского. Например, в рассказе "Вечный огонь" государственный переворот в Повиссе приводит к росту цен на кошениль (пурпурный краситель), потому что войска и двор нового правителя носят пурпур. Купец Даинти Бибервельт неплохо на этом наварился, наложив лапу на единственный доступный груз.

Толкина часто критикуют за недостаточное внимание, которое он уделял экономике. Но некоторые важные моменты в его книгах все-таки подсвечиваются. Например, в "Хоббите" показан отличный симбиоз между людьми и гномами - Эребор и Дэйл. Слово Торину: "Правители Дэйла охотно посылали за нашими кузнецами... а расплачивались они обыкновенно разной снедью, которую мы благодарно принимали - нам-то недосуг было хлеб растить да на охоту ходить". Блестящий пример разделения труда: гномы работают в шахтах и занимаются кузнечным ремеслом, а люди обеспечивают соседей едой.

Эребор и Дэйл (арт www.pinterest.com).
Эребор и Дэйл (арт www.pinterest.com).

В трилогии "Темный эльф" (Роберт Сальваторе) и последующих книгах из вселенной "Забытых королевств" тоже поднимается тема питания подземных народов - дроу, глубинных гномов и других. Здесь они выращивают съедобные грибы и разводят стада животных (рофов), которые кормятся этими грибами. Конечно, можно подвергнуть сомнению реалистичность такой схемы, но уже за саму попытку решения проблемы я бы поставил плюс.

Один из критиков Толкина по экономическим вопросам - это уже упомянутый Мартин. Но "Песнь льда и пламени" тоже нельзя назвать образцом для подражания. Вернемся к тем же самым Железным Островам. Если посмотреть на карту, это небольшие клочки каменистой земли. Есть ли там леса, достаточные для того, чтобы раз за разом выставлять флотилии размером в несколько сот кораблей, как пишет Мартин? Хватит ли для этого верфей и плотников? Лично я сомневаюсь.

Обложка книги "Проклятие Шалиона" (арт Doug Beekman, www.tor.com).
Обложка книги "Проклятие Шалиона" (арт Doug Beekman, www.tor.com).

3. Религия

В фэнтези религия часто выступает фоном для основных событий. Ее просто смешивают с магией, добавляют немного мифологии, описывают духовенство в средневековом стиле - и готово. Но не нужно забывать, что в реальности люди могли пойти на смерть ради веры и без каких-либо сверхъестественных способностей. Многие политики следовали религиозным правилам только ради выгоды ("Париж стоит мессы!" (с) Генрих IV). И конечно же, религия накладывала отпечаток на повседневную жизнь: традиции, праздники, церемонии.

Даже сейчас это влияние ощущается в нашем языке - вспомним привычное слово "спасибо" (от "спаси Бог"). В этом плане мне очень нравится "Малазанская книга павших" (Стивен Эриксон). Когда персонажи ругаются: "ах ты, Худом деланный...", "а мне до Худа...", "иди к Худу!" - и т.д., этот самый Худ (местный бог мертвых) становится очень даже реальным.

Влияние религии на мир хорошо показано в книге Лоис Макмастер Буджолд "Проклятие Шалиона". Здесь есть пять богов: четверо представляют времена года, а пятого, внесезонного, называют Бастардом, возмутителем равновесия. Считается, что во время равноденствия и солнцестояния боги по очереди передают бразды правления друг другу, и люди отмечают эти дни особыми церемониями, устраивают гуляния и ярмарки. Помимо бытового уровня можно выделить и политический: у каждого бога есть свой орден и другие религиозные организации, которые ведут борьбу между собой.

Важное дополнение. В целом у меня три критерия для оценки книг: сюжет, персонажи и мир. Именно в таком порядке, мир на третьем месте. Если сюжет и персонажи интересные, я с удовольствием прочитаю и скажу: "Автор, пиши еще" :) А если сюжет так-сяк и персонажи не очень, как раз оригинальный мир может спасти книгу в моих глазах.

Спасибо за внимание! А как вы считаете, что нужно учитывать авторам при создании фэнтези мира? :)