После первых летных испытаний в прошлом месяце, закончившихся частичной неудачей, американская частная космическая компания Relativity Space решила отказаться от дальнейших работ над легкими ракетами Terran 1 и сконцентрироваться на тяжелых носителях Terran R.
Ракета Terran 1 на пусковом столе
Relativity Space специализируется на разработке ракет-носителей с широким применением технологий аддитивного производства. Первый и, как мы теперь знаем, последний запуск ракеты Terran 1, примерно на 85% состоявшей из 3D-печатных деталей, завершился частичной неудачей после отказа второй ступени. До космоса ракета все же добралась, поднявшись на высоту 134 км и тем самым преодолев линию Кармана.
Первая ступень отработала штатно и отделилась, но запустить двигатель второй ступени не удалось. Предварительные результаты расследования указывают на сбой в работе турбонасосного агрегата, ответственного за подачу окислителя. В целом, команда осталась довольна результатами, так как полет продемонстрировал работоспособность конструкции: все 3D-печатные структуры выдержали максимальные аэродинамические нагрузки, да и в работе остальных систем сбоев не наблюдалось.
От дальнейших испытаний компания решила отказаться, чтобы сконцентрировать усилия на работах по созданию тяжелых носителей Terran R. Тут стоит упомянуть, что Terran 1 никогда не рассматривалась как серийный продукт: на легкой ракете планировалось отработать все конструкторские и производственные решения, а затем перейти к более тяжелым носителям. Видимо, команда посчитала, что одного испытательного полета достаточно.
Terran R, в свою очередь, может стать прямым конкурентом ракетам Falcon 9 компании SpaceX. Первые ступени этих ракет тоже будут многоразовыми, а полезная нагрузка при запусках на низкую околоземную орбиту будет достигать уже не 1250 кг, а 23,5 тонн. Для сравнения, Falcon 9 поднимает около 17,5 тонн. В одноразовом режиме, то есть с полным сжиганием топлива и отказом от возвращения, Terran R сможет выводить уже до 33,5 тонн против 22,8 у Falcon 9.
Terran R в полный рост рядом с возвращаемой первой ступенью
Еще один конкурент — ракета Vulcan Centaur, разрабатываемая компанией United Launch Alliance — альянсом Boeing и Lockheed Martin. Носители грузоподъемностью до 27,2 тонн тоже будут метановыми, но одноразовыми, хотя некоторые детали можно будет использовать повторно. Эти ракеты придут на замену Atlas V, оснащавшимся российскими двигателями РД-180. Первые ступени Vulcan Centaur получат двигатели BE-4 производства Blue Origin, а вторые — RL10C-X производства Aerojet Rocketdyne. И те, и другие силовые установки тоже изготавливаются с применением аддитивных технологий. Первый запуск Vulcan Centaur ожидается в июне текущего года.
Конечно, по грузоподъемности у SpaceX уже есть задел в виде сверхтяжелой Falcon Heavy, однако у Relativity Space есть свое преимущество: ракеты Terran R, как и Terran 1, будут оснащаться метан-кислородными, а не керосин-кислородными двигателями. Это более выгодно не только в плане экологичности, но и многократного использования, так как метан-кислородная смесь горит чище, препятствуя образованию нагара и облегчая подготовку двигателей к повторным запускам. SpaceX тоже смотрит в сторону метан-кислородных двигателей, работая над новым сверхтяжелым носителем Starship.
Как и Terran 1, тяжелые Terran R будут строиться с высокой долей 3D-печатных компонентов — от алюминиевых секций корпуса с интегрированными баками до двигателей. В длину Terran R будут достигать восьмидесяти двух метров, а мощность и количество двигателей планируется нарастить. Первая ступень Terran 1 была оснащена девятью двигателями Aeon с тягой около десяти с половиной тонн каждый. Первые ступени Terran R будут оснащать уже тринадцатью более мощными двигателями Aeon R с тягой по 117 тонн: девять двигателей с управляемым вектором тяги расположатся в центре, а еще четыре, но уже фиксированных — по периметру, под каждой из посадочных стоек. Вторая степень получит один двигатель с тягой 126 тонн, оптимизированный под работу в вакууме, и пока что будет одноразовой. Временный отказ от возвращаемых вторых ступеней, как и дальнейших испытаний Terran 1, можно объяснить довольно серьезным, двухлетним отставанием от графика.
«Это вопрос приоритетов: выгода от повторного использования первой ступени намного выше. Поскольку нам нужно как можно скорее достичь серийного производства и выйти на рынок, логичнее сфокусировать усилия на реализации возвращаемых первых ступеней. Это наиболее прагматичный подход на первых порах», — пояснил соучредитель и генеральный директор Relativity Space Тим Эллис.
Первый полет тяжелой ракеты-носителя Terran R изначально планировался в следующем году, но теперь перенесен на 2026 год. Подробно об использовании аддитивных технологий на мощностях Relativity Space рассказывается в материале по этой ссылке.
А у вас есть интересные новости? Поделитесь с нами своими разработками, и мы расскажем о них всему миру! Ждем ваши идеи по адресу news@3Dtoday.ru.