Сейчас начинаешь вспоминать 90-е, кто-то говорит, у-у-у, страшно было, кто-то кайфовал, наслаждаясь беспределом и безвластием, кто-то говорит, что ничего там такого не было, всё выдумки, никто никого не убивал и не грабил на улицах, вечно люди любят придумывать. Короче, много разных мнений.
По прошествии 33-х лет, наверное, уже многое стерлось из памяти, хотя, порой, вспоминается что-то такое, от чего смеяться не хочется совсем.
Кто бы там что ни говорил, а история такая в жизни случилась.
Была у нас на работе повариха, баба Валя, веселая тетка, можно сказать, бесцеремонная, не великого ума, но весьма беззлобная. Как и все тетки, у которых, кроме пенсии, еще была зарплата, и тратить ее можно было только на себя, так как дома сидел муж с персональной пенсией, баба Валя спускала почти все на тряпки. В те годы (1995-97гг) были популярны вещевые рынки, от весьма условно приличных типа "Черкизона", до вполне цивильных типа "Коньково".
У бабы Вали тоже был какой-то свой рынок в ее районе. Каждые выходные у нее был ритуал, как минимум, на полдня забуриться на шопинг и купить что-то новое и свежее. Утром в понедельник она приходила с большим пакетом, в котором лежало что-то заветное, она начинала все вынимать, показывать, прикладывать-примерять, приговаривая, что качество, конечно, не как из "Березки", нитки торчат, швы косые, ткань не ахти какая. Вот все "березовое" - это был экстра-класс, не то, что нынешний ассортимент. В 80-е годы баба Валя успела поработать поваром в системе УПДК в каком-то посольстве, и зарплату им частично выдавали чеками, которые можно было "отоварить" в "Березке"". Что делать, жизнь менялась, а новую одежду и прочее барахлишко покупать хотелось снова и снова.
Как-то утром в понедельник она на работу не вышла, ей позвонили, оказалось, у бабы Вали гипертонический криз, лежит дома, еле отбилась от госпитализации, верхнее давление подпрыгнуло аж за 200. Муж у нее тоже был человек в почтенном возрасте, сидел с ней рядом и переживал. Решили отправить к ней представителя от фирмы с фруктами и добрыми пожеланиями.
На следующий день нас собрали и стали рассказывать, что приключилось с нашей любимицей бабой Валей. Утром в субботу она проснулась и стала собираться на рынок или в магазин, деньги отчаянно жгли ей карман. Вернее, не деньги, а сберегательная книжка, которую она положила туда. Путь на рынок пролегал через Сбербанк. В 90-е люди особенно не держали деньги в рублях, потому что это было рискованно, рубль мог "уехать" как вверх, так и вниз, поэтому подавляющее большинство держало средства в СКВ, а именно в долларах. Но встречались люди старой формации, которые хранили деньги в сберегательной кассе. Бонусом для пенсионеров был "Пенсионный" вклад, на котором можно было держать деньги, а также беспрепятственно снимать и пополнять их в любое время, и еще там "капали" какие-то проценты 3% или 5% годовых, я точно не помню. Для 90-х это было что-то из области фантастики.
Вероятно, наша баба Валя была завсегдатаем сберкассы утром в субботу. Скорее всего, кто-то взял это на заметку. Она была женщиной заметной, с пышной прической нежно сиреневого оттенка, в районе она знала многих, видимо, также громко со многими общалась, не опасаясь ничего, размахивая пачкой денег, полученной в кассе.
Она зашла в банк и едва взяла квитанцию на выдачу наличных, чтобы заполнить ее, как к ней очень тихо с обеих сторон подошли два молодчика. Как она потом сама рассказывала, один очень четко в ухо прошептал ей, что надо пройти к столику, не дергаться, раскрыть сберегательную книжку на страничке с остатком, сесть и заполнить квитанцию на выдачу полной суммы. Денег там было прилично, в те годы в ходу были миллионы. Парень очень внятно дал ей понять, что если она начнет дрыгаться, то он просто- напросто выпустит ей кишки наружу, бегают они быстро, охранник был каким-то ханыгой с резиновой дубинкой, который, наверное, первый бы лег на пол или спрятался под стол.
Баба Валя читала в детстве книжки, в которых разбойники иногда задавали вопрос: "Кошелек или жизнь?" В плане отдачи прямо сейчас она все-таки предпочла б кошелек, и села писать. Когда заполнение квитанции было закончено, парни снова подняли ее со стула и подвели к окошку. Этот говорливый шептун проинструктировал, что если будут что-то спрашивать про них, чтобы она сказала, что они ее племянники, пришли сопровождать тетю нести крупную сумму денег.
По большому счету операционистке было параллельно, племянники это или внебрачные дети, она взглянула на квитанцию и сразу объявила, что 3 миллиона одномоментно выдать не получится, в кассе лимит на выдачу. Сейчас можно полтора миллиона и еще полтора в понедельник, и вообще чтобы поторапливались, касса работает до 12.30. Девушка вернула бабе Вале квиток и попросила переписать его на сумму в два раза меньше.
Баба Валя уже было развернулась, чтобы снова подойти к столику и переписать бумажку. В висках отчаянно застучало, начало расти давление, кровь прилила к лицу. Руки затряслись и ручка едва держалась в руке. Один из "племянников" уперся чем-то жестким ей в бок и снова прошептал, что никуда ходить не надо, типа, стой и пиши у окошка, народу мало. Они совсем не давали ей смотреть по сторонам, стояли по бокам, как два столба, чтобы она не понимала, что вообще происходит вокруг.
Женщина взяла ручку и стала переписывать требование. Охранник с важным видом ходил у дверей, операционистки тихо сидели за своими стеклами, уткнувшись в бумажки или экраны компьютера. Никому в голову не приходило, что данная троица: раскрасневшаяся пожилая женщина с фиолетовыми волосами, которая только с третьего раза смогла внятно расписаться в запросе на снятие наличных, потому что у нее тряслись руки, и два амбала в черных шапочках, это не совсем обычная компания, на которую следовало бы обратить внимание. Но никто не кричал, не звал на помощь, подумаешь, не расписалась как в паспорте, старая женщина плохо видит, руки и глаза уже не те. Никому в голову не пришло нажать "тревожную" кнопку!
Когда подпись бабы Вали все-таки процентов на 80 совпала с паспортной, операционистка, без колебаний выдала ей жетон в кассу. Ноги бабы Вали уже подкашивались, ей просто хотелось лечь. Молодчики потащили ее по направлению к кассе. "Какие хорошие мальчики, помогают бабушке". Так, наверное, подумал охранник, мимо которого проползла эта троица.
Получив наличные, баба Валя завернула их в ответную часть расходного ордера, и амбалы выдвинули ее на выход из здания отделения банка. Там они, не долго думая, усадили ее на скамейку, выхватили деньги и, чертыхаясь, что не удалось отжать 3 ляма, убрались восвояси.
Она пришла на работу через месяц, попрощаться, баба Валя сказала, что больше не сможет работать. Мы спросили, а почему она не зашла после этого в банк и не позвала полицию, ведь там, наверняка, были камеры. Она сказала, что у нее на нервной почве пропал голос, и самым заветным желанием было просто дойти двести метров до дома.
Она умерла через пять лет от скоротечного рецидива старой нехорошей болячки...
Подписывайтесь на мой канал, комментируйте, ставьте лайки!