Шедевр Вичуги - античность, масонство и палладианство в одном флаконе.
Главный храм Древней Греции, родины демократии, мог стать идейным вдохновителем для либерала А.И. Коновалова при строительстве нового гигантского ткацкого корпуса в Вичуге, т.к. называемого "бетонного корпуса", построенного в 1912-1915 гг.
Слово "Парфенон" происходит от греческого слова parthénos (παρθένος), означающего "дева, девушка", а также "девственница, незамужняя женщина". Очень удачное название для фабрики, полной молодых работниц, самыми знаменитыми из которых были ткачихи-стахановки Дуся и Маруся Виноградовы.
Сам храм в Древней Греции так назван был потому, что был посвящён богине Афине-Девственнице (Ἀθηνᾶ Παρθένος). С учётом того, что А.И. Коновалов очень чтил свою мать, которая умерла в 1906 г., и посвятил ей построенные в 1912 году фабричные ясли и больницу, почему бы не предположить, что новый ткацкий корпус тоже был посвящён ей.
Какие же элементы античного храма, в том числе, Парфенона, можно увидеть в "бетонном корпусе"?
Восточный фасад здания завершён портиком дорического ордера с мощными колоннами. Дорический ордер - самый ранний и самый простой древнегреческий ордер. Колонны дорического ордена украшали многие храмы Древней Греции, включая Парфенон.
В Парфеноне архитекторами был впервые применён интересный приём с целью решения некоторых проблем оптического восприятия - расстояние между угловой колонной и следующей за ней было несколько меньше, чем между остальными колоннами. Тот же самый приём использован и в Вичуге.
Известно, что А.И. Коновалов был масоном, а в масонской символике дорический ордер (вместе с двумя другими античными ордерами) особо почитался и ассоциировался с востоком и силой, мощью. А в древних трактатах дорическая колонна ассоциировалась с Геркулесом. Самым крупным храмом в древних Афинах был храм Зевса Олимпийского. Высота колонн в нем была 17 метров, а толщина колонн составляла 2 метра.
И в этом смысле, вичугские дорические колонны можно заносить в книгу рекордов Гиннеса. Диаметр этих колонн в основании около 2,7 м, значительно больше, чем у других дорических колоннад (в Парфеноне, например, толщина колонн была чуть меньше 2 метров, а высота всего 10,4 метра).
Особенностью портика "бетонного корпуса" является нечётное число колонн, что в классической архитектуре практически не встречается. Исключение составляет именно дорический ордер. В некоторых античных храмах было нечётное число колонн по стороне. Так в Парфеноне на боковых сторонах было по 17 колонн. А в Помпее греческий храм имел семь колонн по фасаду, и по 11 колонн с боков.
Впрочем, в вичугском варианте решена и чётность колонн очень оригинальным способом. Перед корпусом вырыт пруд и отражаясь в воде, число колонн становиться чётным!..
Другая особенность античного храма - колоннада по всему прямоугольному периметру, - в "бетонном корпусе" также решена оригинально.
Пилястры, или лопатки (выступы в стене), разделяющие гигантские окна, символически обозначают колонны этого промышленного Парфенона.
Такая композиция фасада с колоннами или пилястрами, охватывающими два и более этажа, называется большим, или гигантским, ордером. Классикой большого ордера являются постройки Андреа Палладио, итальянского архитектора эпохи Возрождения, и его последователей.
А главным апологетом Палладио в России в начале 20 века был архитектор Иван Жолтовский, который к 1912 году построил в Вичуге фабричные ясли, больницу, родильный приют и посёлок Серёжино (ныне Первомайский посёлок). В литературе утверждается, что архитектором "бетонного корпуса" был инженер Брюханов. С другой стороны, Жолтовский упоминается в качестве возможного строителя турбинного корпуса на территории коноваловской фабрики, и даже проскальзывало утверждение, что Жолтовский причастен и к строительству "бетонного корпуса".
Палладианский большой ордер позволяет с большей уверенностью считать, что Жолтовский является одним из авторов "бетонного корпуса".
С именем Палладио связана одна причуда. Он построил Палаццо Порто, дворец с "фасадом в три колонны". Построил он это в итальянском городе Виченце. А может быть, "фасад в пять колонн" в Вичуге - это причуда палладианца И. Жолтовского?
В заключение добавим, что в США, считающие себя современной демократией, в начале 20 века наблюдался культ античной архитектуры. Тогда, когда в Вичуге строился "бетонный корпус", в США начали возводить (в 1914 г.) мемориал Линкольну в формах древнегреческого Парфенона. Коновалов, который был ярым англофилом и почитателем Америки, мог уловить этот американский мейнстрим перед решением о строительстве новой ткацкой фабрики.