Найти тему
НДН.ИНФО

Татьяна Чердынцева: «Когда мне грустно, я прошусь к мужу на ручки»

В сериале «Ученица Мессинга» Татьяна Чердынцева блестяще сыграла заглавную роль – ученицы самого загадочного человека XX столетия Вольфа Мессинга. Но так же убедительна она и в роли циркачки, воздушной гимнастки в фильме «Арена для убийства». А еще в ее фильмографии – большие и маленькие роли в фильмах «Смерть в объективе», «Ищейка», «Хрустальная ловушка», «Тест на беременность», «Ничья земля», «Миленький ты мой», «Завтра будет всегда» и еще многих других. Ей всего 33 года, но в фильмографии уже — более 100 работ. Нам удалось поговорить с актрисой и о творчестве, и о жизни, и о многом другом.

-2

С благословения персонажа

— Татьяна, меня покорила ваша работа в сериале «Ученица Мессинга»! Ольга Петровна Мигунова – реальная ученица Вольфа Мессинга — видела фильм?

— Да, и ей очень понравилось! (Улыбается.)

— А ее не смутило, что вы внешне совершенно разные?

— Мы и не стремились к вешнему сходству, и она это знала. Ольга Петровна сама принимала участие в выборе актрисы, отсматривала пробы. Рассказывали, что я понравилась ей по энергетике. Кстати, сначала меня утвердили только на «молодую» Ольгу, а на «взрослую» искали другую актрису. Режиссер Владимир Нахабцев, когда увидел, какая я юная и мелкая, сказал: «Ну не потянешь ты 49-50 лет!» Но я уговорила его попробовать меня наравне со взрослыми актрисами. Очень хотелось довести героиню до конца проекта! Я прочла сценарий залпом и сразу увидела всю свою героиню. Так бывает очень редко, когда чувствуешь: твой персонаж! В итоге меня оставили, и это большая победа!

— Ваша героиня проживает в кадре от 16 до 49 лет, вам на тот момент было 26. Какой возраст было играть сложнее?

— Проще было играть от 16 до 20. Там я могла подурачиться и быть абсолютно искренней и живой. Да и играть не приходилось — просто отпустила своего «внутреннего ребенка». И несложно было играть совсем взрослую — не знаю, почему. А вот свой реальный возраст дался сложнее всего. Я по жизни наивна в некоторых вопросах, и было непросто понять, как мои ровесники существуют в обычной жизни. А самое сложное было — найти баланс между взрослостью и своим возрастом, состоянием героини в нем. Но это работа, которую я люблю…

-3

Немного мистики

— А бывало страшно — в «северных» сценах, или в лесу?

— Для меня театр и кино — всегда магия, волшебство. И когда я играю — страха нет совсем! Вы спрашиваете про Север? Все сцены на Севере мы снимали в Мурманской области под Оленегорском. Было очень холодно, ветрило с ног сбивал, шевелить губами становилось почти невозможно. Когда требовалась в кадре бесконечная снежная даль, мы топали на середину застывшего Лов-озера. Холодно, но не страшно. А вот не по себе стало, когда на «Ленфильм», где мы снимали сцены в юрте, приехал настоящий якутский шаман и проводил свои обряды-ритуалы с бубном. Он какие-то слова говорил, бил в свой бубен — и каждый раз у всей съемочной группы были мурашки величиной с пчёл! Было таинственно, загадочно и от этого страшновато… Но мне было скорее безумно интересно!

— И вас даже не напугало предсказание Ольги Петровны, что вы попадете в аварию во время съемок?

— Я не верю в предсказания, приметы и прочее. И, честно, не помню предупреждений про аварию — может, не придала в момент разговора этому значения…

— Но авария-то случилась…

— Да, меня сбила машина. Есть эпизод, где я бегу по улице, по проезжей части, за бумажным самолетиком, который ведет Олю к Мессингу. Сначала всё было хорошо, а на четвертом дубле что-то пошло не так… В итоге меня увезли в больницу с серьезной травмой… Но уже через месяц я снова была в кадре! Знаете, этот проект — судьбоносный для меня. Там я встретила будущего мужу Сашу — он работал звукорежиссером. А авария заставила задуматься: почему, за что, для чего так случилось? Раньше я выдумывала много проблем, а после стала больше радоваться мелочам и ценить действительно важное: близких, жизнь, здоровье, счастье…

— Но, возвращаясь к мистике, хочу спросить: неужели не было такого, чтоб задумали — и сбылось?

— Совсем недавно я сказала своему директору, что мне так хочется посниматься за границей… А у меня уже были съемки в Латвии, снимали клип белорусского исполнителя в Норвегии…

— И что?

— И приходит предложение от телеканала: снимают пробы — и через пару месяцев еду в Турцию на съемки немного наивной истории со счастливым концом «Горько-соленое море любви»! И у меня был восхитительный, потрясающий партнер, турок Оуз (Ogyzan Semi. – Прим. авт.). Тактичней, внимательней, галантней я человека не встречала! Невозможно было бы в такого не влюбиться — но я счастлива замужем!

-4

Смех сквозь счастье

— Вам приходилось не раз играть невесту. А какой была ваша собственная свадьба?

— Я очень волновалась: как все устроить? А потом решила, что если выхожу замуж один раз — то надо сделать, как хочется! А я хотела быть принцессой — и получила это!

— И наверняка были в очень красивом платье!

— Да! Мне случайно попались фотографии второй свадьбы Одри Хепберн. Ее платье я и «позаимствовала». Только мое было серовато-серебристое, не белоснежное. А второй наряд — брючки со шлейфом. И знаете, снова не обошлось без мистики! В тот год в Питере была отвратительная зима – слякоть, дождь, снега не было вообще. А 11 января, в день нашей свадьбы, весь город буквально завалило огромными хлопьями снега! Все было красиво и романтично, но я так сильно нервничала, что на торжественной регистрации в красивейшем старинном Дворце бракосочетания на Английской набережной, когда тетенька начала говорить свою речь, я начала смеяться… А знаете, про что думала?

— Про что?

— «О, я же запорю кадры фотографу, потому что трясусь от смеха, и слезы катятся — грим потечет!» И от этих мыслей смеялась еще больше. И думала: «А почему нельзя переснять? Надо сделать второй дубль!» Ну и смеялась еще больше — и все вместе со мной. А потом были гости, веселье за столом! А уже вечером мы со своими друзьями поехали в караоке догуливать. Я переоделась в любимые джинсы и свитер, полностью расслабилась и… в караоке заснула! (Смеется.)

— А что вас больше всего волновало?

— У меня не было мечты выйти замуж. Первым шоком для меня было само предложение, а вторым — когда, спустя полгода, он спросил: «Ну что, когда свадьба-то?» Я думала, что мы так еще лет пять поживем…

-5

Лыжи, конь, велосипед

— Помимо того, что Александр «затянул» вас замуж, он еще и в горы заманил…

— Он сам увлекается скалолазанием — и меня увлек, и на сноуборд поставил.

— А в «Хрустальной ловушке» вы на лыжах катались…

— Ой, в то время я и на сноуборде не стояла, а уж лыжи!.. Вообще не понимаю, как можно удержать две палки параллельно, да еще и на ухабистой местности! Я даже не пыталась там кататься — эти палочки все время норовили пересечься и наехать друг на друга… И снова мистика кино: где нужно было мое лицо в кадре — я могла продержаться несколько метров, но красиво за меня каталась другая девушка. Я еще и на велосипеде не умею кататься, а на одном проекте мне надо было проехать на нем. И вот пока камера снимает — я еду, но как только: «Снято!» — всё, ловите меня семеро — не знаю, как этим управлять!

— Ловить-то вас легко: вы такая миниатюрная!

— Скажу честно, даже приписываю себе сантиметрики. (Смеется.) Был у меня случай на проекте «Сердце не камень». Партнер — под 190, и моя вытянутая рука едва дотягивалась до его лица. Мы вышли на площадку, стоим, ждем команды. Режиссер начинает кричать: «Чердынцева — где она!? Срочно актрису в кадр!» А я-то — вот здесь, стою, просто меня за партнером не видно!

— А на руках вас часто носят?

— Носить меня начали еще с театральной школы: все партнеры самые сложные элементы на сцендвижении отрабатывали на мне. Так продолжалось и в театральном колледже, и в академии. А сейчас берут на руки, просто чтобы проверить, насколько я легкая – знатоки говорят, что овца весит больше! (Смеется.) А когда мне грустно, я прошусь к мужу на ручки …

— Раз уж мы начали тему «сама — не сама» — давайте продолжим. В кино «Арена для убийства» вы играли воздушную гимнастку. Сами летали?

— У нас было несколько занятий, и я вполне освоилась на полотнах. Так что на небольших высотах — сама. А под куполом — дублёрша.

— Недавно на канале «Dомашний» вышел сериал «Завтра будет всегда», где ваша героиня невероятно красиво сидит на лошади. Это, как и лыжи с велосипедом – в кадре красиво, а потом – «снимите поскорее»?

— Здесь тот случай, когда я действительно умею кататься на лошади – в пандемию занялась верховой ездой, а потом и джигитовкой. Мой тренер, постановщик трюков, говорит, что у меня недурно выходит. (Смеется.)

— Прочла, что вы занимаетесь сценической огневой подготовкой. Зачем?

— Нас учили, что если вы играете врача, например, то действия должны быть профессиональными и отточенными, доведенными до автоматизма: даже если у вас в руках нет шприца, вы должны умело с ним, воображаемым, управляться. (Улыбается.) А то вот утвердят меня на роль шпиона — надо стрелять, а я не умею! Да, на площадке есть консультанты, они покажут. Но это же кино, и там надо не только правильно стрелять, но и красиво работать на камеру: показать и оружие, и лицо не загораживать — в общем, много разных тонкостей обращения с оружием в кадре…

— Но, наверное, мало научиться обращаться с предметами…

— Конечно! В сериале «Чёрная паутина» я играла наркоманку. Сколько ж я пересмотрела фильмов, документальных роликов, прочитала статей: надо было понять, как их трясет, какое выражение глаз, как ведет себя тело во время ломки… Теперь точно никогда не стану наркоманкой: это так страшно!..

-6

Мама Бебешки

— Смотрела упомянутую «Хрустальную ловушку» с состраданием к вашей героине-жертве — а в итоге ваша Инга оказывается …

— Очень рада, что вы обманулись! (Улыбается.) Игорь Нурисламов — очень тонкий режиссер. Мы с ним до проб очень подробно поговорили о персонаже. На первый взгляд, она наивная, глупенькая — но … Помните Мориарти в британской версии «Шерлока»? Мне кажется, Инга — его женская версия: она получает удовольствие от всего. И даже делая какие-то нехорошие вещи — она и от них получает удовольствие, и ничто не должно мешать ее счастью! Это, кстати, мой самый любимый отрицательный персонаж!

— Не знаю, как вам «доверяют» отрицательных персонажей…

— Это я только с виду такая барышня! (Смеется.) Мне самой нравятся военные фильмы, и там я не барышня совсем. Под Минском есть поселок Смолевичи, где специально выстраивалась деревня для съемок военных фильмов. Когда там пройдет дождик — пока дойдешь до съемочной площадки, сапоги до колена уже зафактурены. И лицо можно без гримеров подготовить: плюхаешься в грязь, по лицу ее размазываешь — и пошел на площадку…

— Неожиданный подход к гриму! А бывало, что перед гримерами стояла необычная задача?

— В свое время мы сняли пилотную серию «Княгиня Ольга. Начало» — про ее юность до момента, пока она не пошла походом на древлян. Это немного мистический проект. Так вот, мы снимали моменты, когда она являлась в образе Гекаты (античная богиня Луны, потустороннего мира и магии. – Прим. авт.). Мне вставляли белые линзы, выбеливали волосы, наносили иссиня-белый грим. Стремно, но мне очень понравилось! А в фильме «Храм», который пока не вышел на экраны, моя героиня — проститутка в длинном черном парике. И не был завершен интересный проект «Невероятные приключения Арбузика и Бебешки». Это синтез игрового и мультипликационного кино. Я была мамой Бебешки — такая экзальтированная и импульсивная особа с томиком Ахматовой, в очках и с перьями…

-7

Сладкое счастье работы

— Актерская профессия действительно магическая: можно встретить своих детских кумиров… Случалось?

— В самом раннем моем детстве я, как и многие дети, любила смотреть программу «Калыханка» — это белорусский аналог «Спокойной ночи, малыши». Там был персонаж Сан Маляваныч (актер Александр Жданович. – Прим. авт.). Как он мне нравился! И однажды я с мамой — она пела в хоре филармонии — оказалась за кулисами. И вдруг вижу: передо мной стоит живой Сан Маляваныч! Я застыла в восторге! А прошло лет двадцать — и меня утверждают в «Калыханку» одним из персонажей, а мой ближайший партнер – Маляваныч!..

— Что вам нужно для счастья?

— Бывает достаточно вкусного кусочка торта, встречи с человеком, которого давно не видела, утверждения на роль, удачного конного занятия — счастье может возникнуть от любой мелочи! А что касается долгосрочной перспективы… В момент работы я всегда счастлива!

-8

Светлана Марголис, фото из личного архива Татьяны Чердынцевой и пресс-службы фильмов

(ИА «Столица»)