КРУПНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ КПК В ЛАТИНСКУЮ АМЕРИКУ ДАЮТ ВОЗМОЖНОСТЬ ДОСТИЧЬ МНОЖЕСТВА ЦЕЛЕЙ, ПРОСТО ВЫПИСАВ ЧЕК
Автор: Отэм Спредеманн
Список дипломатических союзников Тайваня в Латинской Америке продолжает сокращаться по мере того, как Китай усиливает свой контроль над регионом.
Некоторые аналитики считают, что изоляция Тайваня Китаем в регионе не ограничивается торговыми манёврами, а направлена на получение одобрительных «голосов» перед началом агрессивных действий против островного государства.
Оценка как нельзя более своевременна. 10 апреля китайские военные объявили, что они «готовы к бою» после трёх дней масштабных боевых учений, которые имитировали изоляцию Тайваня.
Во время заявления 11 апреля военные Коммунистической партии Китая (КПК)заявили, что готовы «сражаться в любое время, чтобы решительно сокрушить любую форму „независимости Тайваня“ и попытки иностранного вмешательства».
Между тем ещё один из союзников островной страны в Латинской Америке, число которых сокращается, переключился на Пекин.
25 марта левое правительство Гондураса объявило о разрыве официальных отношений с Тайванем. Министерство иностранных дел Гондураса написало в Twitter, что существует «только один Китай», и компартия Китая является единственным «законным правительством».
Этот шаг оставляет Тайвань лишь с 13 дипломатическими союзниками в мире. Большинство из них находятся в Латинской Америке и Карибском бассейне.
А с учётом нависшей угрозы военного вторжения Китая дипломатическая ситуация Тайваня выглядит мрачной.
Принцип «Единого Китая»
В отступничестве этих стран есть общая черта.
Крупные инвестиции Китая в сочетании с высоким долговым бременем в Латинской Америке, особенно в странах с социалистическим руководством, вызвали политический отток из списка союзников Тайваня.
Во время пресс-конференции 26 марта министр иностранных дел Тайваня Джозеф У заявил, что президент Гондураса Сиомара Кастро планировала переход задолго до президентских выборов 2021 года.
В январе 2021 года Китай инвестировал $298 млн в проект строительства плотины в Гондурасе. Год спустя к присяге был приведён президент-социалист Кастро. Её администрация не теряя ни минуты потребовала дополнительных инвестиций от Тайваня, которому Центральноамериканское государство уже задолжало $600 млн.
Эти инвестиции обеспечили Китаю больший блок голосов в Генеральной Ассамблее ООН и заставили всё больше государств-членов ООН отойти от Тайваня в соответствии с тем, что Пекин называет принципом «Единого Китая», сказал д-р Глен Дуэрр в интервью The Epoch Times.
Дуэрр — профессор международных исследований в Университете Сидарвилля, автор многочисленных работ в области политологии.
Он говорит, что крупные инвестиции КПК в Латинскую Америку дают возможность достичь множества целей, просто выписав чек.
Покупка преданности «принципу одного Китая» продолжается на протяжении последних двух десятилетий, при этом особое внимание уделяется левым лидерам в регионе.
Термин происходит от популяризации Пекином этой фразы после принятия Генеральной Ассамблеей ООН резолюции 2758 в 1971 году. Эта резолюция предоставила Пекину официальное дипломатическое место в ООН и узаконила правительство КПК.
С тех пор, по словам Дуэрра, Китай в своих интересах нацелился на различных лидеров «розового прилива» в Латинской Америке.
Это станет решающим фактором, если КПК примет решение об эскалации военной агрессии в Тайвань. В то время как многие главы государств в западных странах осудят вооружённое вторжение или нападение, многие ожидают, что сочувствующие лидеры в Латинской Америке встанут на сторону Китая.
Судя по тому, что Пекин открыто поддерживает такие страны, как Никарагуа, Сальвадор, Венесуэла, Куба, а теперь и Гондурас, поддержка «Единого Китая» всё чаще звучит в регионе.
В связи с изменением союзнических отношений Гондураса министр иностранных дел Китая Цинь Ган заявил:
«Мы жёстко информируем власти Тайваня о том, что участие в сепаратистской деятельности за независимость Тайваня противоречит воле и интересам китайской нации… и обречено на тупик».
Дипломатия чековой книжки
В период с 2000 по 2020 год Китай инвестировал в страны Латинской Америки почти $160 млрд. В сочетании с усилением дружественных компартии Китая режимов за последние три года ситуация сложилась против Тайваня.
В Парагвае, где предстоящие президентские выборы поставили отношения с Тайванем под вопрос, это стало очень заметно.
Кандидат на пост президента Эфраин Алегре в январе заявил агентству Reuters, что в случае победы на выборах 30 апреля он разорвёт связи с островным государством, чтобы увеличить экспорт сельскохозяйственной продукции.
Более того, зловещее заявление нынешнего президента страны Марио Абдо Бенитеса отражает реальность дилеммы союза Китая и Тайваня.
«В прошлом году Парагвай буквально попросил Тайвань инвестировать $1 млрд, чтобы остаться союзником, что говорит о том, что отношения страны почти полностью прагматичны и транзакционны», — сказала The Epoch Times Ирина Цукерман, аналитик по региональной безопасности и основатель Scarab Rising.
Цукерман указала на нашумевшее интервью Бенитеса газете Financial Times в сентябре 2022 года, которое вызвало бурную реакцию в международном сообществе.
Последовавшее за этим давление СМИ заставило главу государства отказаться от своего комментария о том, что инвестиции Тайваня в размере $1 млрд позволят парагвайцам ощутить «преимущества стратегического альянса».
Официальные лица Тайваня осудили использование того, что он назвал «дипломатией чековой книжки» в Латинской Америке, как плохо завуалированную попытку Китая приобрести союзников.
Но несмотря на миллионные инвестиции в страны региона, Тайвань не может конкурировать с кошельком Пекина.
В регионе, где более 32% населения живёт в бедности, легко понять, как Китай вставил свою ногу в дверь.
Китай также финансировал миллиардные займы странам Латинской Америки с давней историей дефолтов, таким как Аргентина, Венесуэла, Гондурас и Боливия.
«Влияние Китая в Латинской Америке сосредоточено на двух вопросах: нивелирование регионального влияния США и расширение своего политического влияния по ключевым вопросам, включая Тайвань», — сказал Цукерман.
Некоторые обвиняют Китай в создании долговых ловушек в странах, испытывающих экономические трудности, чтобы оказывать большее влияние на региональные правительства.
В этой связи Дуэрр сказал:
«Поскольку Пекин, защищая свои интересы в регионе, одновременно отвергает ярлык долговых ловушек, возникают естественные вопросы о том, что произойдёт, если страна не сможет расплатиться с Китаем».
Урок свободы
Пока латиноамериканские лидеры отвлечены перспективой больших гонораров, аналитик доктор Орландо Гутьеррес-Боронат считает, что им следует следить за своей свободой.
Проведя годы в борьбе с методичной эрозией свободы через коммунизм на Кубе, он призвал латиноамериканцев, увлечённых крупными инвестициями Китая, быть осторожными.
«Я думаю, что конечная цель КПК — стать гегемоном мировой системы», — сказал Боронат в интервью The Epoch Times.
«Цель компартии Китая — заменить Соединённые Штаты в качестве ведущей державы. Однако, оказавшись на вершине, компартия должна будет изменить систему в соответствии со своим мутированным тоталитаризмом».
Он сказал, что Соединённые Штаты являются мягкими по сравнению с авторитарным подходом Китая, особенно в отношении долговых ценных бумаг. По его словам, региональные лидеры должны хорошенько подумать об этом при рассмотрении долгосрочных перспектив.
Кроме того, Боронат отметил, что Китайская Республика, также известная как Тайвань, является примером для подражания в борьбе с коммунизмом.
«Латиноамериканцы исторически очень ревностно относятся к своим свободам и культуре, даже ценой своей стабильности. ROC-Taiwan — гораздо лучшая модель развития для Латинской Америки. Удивительно, как долго Китайская республика Тайвань выдерживает дипломатический натиск КПК», — сказал он.
Источник: The Epoch Times