Расследование, проведенное журналом Time, показало, что кенийским работникам, получающим зарплату менее 70 рублей в час, было поручено следить за тем, чтобы данные, используемые для обучения ИИ-платформы ChatGPT, не содержали дискриминационного содержания.
Чтобы научиться распознавать и взаимодействовать с человеческой средой, модели ИИ необходимо обучать, вводя огромную массу данных. Эти данные необходимо собирать, сортировать, проверять и форматировать. Такие трудоемкие и недооцененные задачи обычно передаются технологическими компаниями на аутсорсинг. Работа с данными принимает несколько различных форм, в зависимости от цели конечного алгоритма. Например, она может включать выделение людей на изображениях, снятых на видеокамеру, чтобы научить алгоритм распознавать человека. Или можно проверять результаты работы автоматического инструмента обработки счетов и вручную исправлять ошибки, чтобы помочь компьютеру справиться с поставленной задачей.
Чтобы изучить личность этих работников данных, их роль и условия труда, а также обогатить дискуссию о регулировании сектора ИИ, ученые провели исследование между Парижем и Антананариву, столицей Мадагаскара. Исследование выявило реальность ИИ во французском стиле: с одной стороны, французские технологические компании зависят от услуг хостинга и вычислительной мощности "большой пятерки" (Google, Apple, Microsoft и т.д.); с другой стороны, задачи по обработке данных выполняются работниками в бывших французских колониях, в частности на Мадагаскаре, что подтверждает устоявшиеся тенденции аутсорсинга. На данный момент, уже есть исследования, в которых технологический сектор сравнивается с горнодобывающей и текстильной промышленностью.
Исследовательский проект стартовал в Париже в марте 2021 года. В первую очередь ученые поставили перед собой задачу понять, какое участие принимают французские ИИ-компании в работе с данными и какие процессы применяются для обеспечения получения достаточно качественных наборов данных для обучения компьютерных моделей. Они провели интервью с 30 основателями и сотрудниками 22 парижских фирм, работающих в экосистеме ИИ. Из этого первоначального исследования они сделали вывод, что большая часть работы с данными была передана на аутсорсинг мадагаскарским подрядчикам. Во второй части исследования, проведенной сначала удаленно, а затем на месте в Антананариву, они опросили 147 работников, менеджеров и директоров десяти компаний, и разослали анкету 296 сотрудникам, работающим на Мадагаскаре.
Первоначальные результаты показали, что работники по обработке данных являются частью более широкого сектора ИТ-услуг, начиная от сотрудников колл-центров и заканчивая модераторами веб-контента и копирайтерами по оптимизации поисковых систем (SEO). Ответы на вопросы анкеты показали, что большинство работников, занятых в этом секторе, - мужчины (68%), молодые (87% были моложе 34 лет), живущие в городах и образованные (75% прошли, получили или имели хотя бы некоторое высшее образование). Если работа была в рамках официальной, а не черной или серой экономики, респонденты, как правило, были постоянными сотрудниками. Минимальная защита, предоставляемая мадагаскарским, в отличие от французского трудового законодательства, незнание работниками своих прав, слабость представительства работников в компаниях усиливали неустойчивость их положения. В основном они зарабатывали от 8000 до 8500 рублей в месяц, причем их зарплата сильно отличалась от зарплаты начальников бригад, которые также, как правило, были мадагаскарцами, работали внутри страны, но получали в 8-10 раз больше.
Цеховые рабочие оказываются в конце длинной цепочки аутсорсинга, что отчасти объясняет мизерную зарплату даже по местным стандартам.
В производственной линии ИИ участвуют три разных игрока: услуги хостинга данных/мощности по обработке, предлагаемые технологическими компаниями "большой пятерки", французские компании, продающие модели ИИ, и компании, предлагающие услуги по аннотированию данных, которые предоставляют мадагаскарские рабочие. Каждый уровень получает свою долю.
Компании, работающие с данными, обычно очень зависимы от своих французских клиентов, которые управляют аутсорсинговой рабочей силой квазипрямым образом, навязывая менеджеров среднего звена, работающих в интересах парижских стартапов. Доминирование на этих должностях иностранцев - либо работающих в компаниях-клиентах во Франции, либо экспатов, работающих в Антананариву, - представляет собой серьезную преграду для карьерного роста работников, которые застряли в нижней части цепочки стоимости.
Сектор ИИ пользуется преимуществами особой политики - "безналоговых зон", созданных в 1989 году для текстильной промышленности. С начала 1990-х годов французские предприятия создают на Мадагаскаре свои филиалы, в частности, для цифровой издательской индустрии. Специальные зоны, эквивалент которых можно найти во многих других развивающихся странах, привлекают инвестиции, предлагая весьма привлекательные налоговые льготы.
Сегодня из 48 предприятий, предлагающих цифровые услуги в безналоговых зонах, только девять принадлежат мадагаскарцам, в то время как 26 принадлежат французам. Помимо ситуации с формально существующими компаниями, в секторе сложилась практика каскадного субподряда, когда предприятия и предприниматели из "серой экономики" находятся в самом низу, с ними плохо обращаются и побуждают к действию, когда в секторе не хватает рабочей силы.
Помимо дешевой рабочей силы, эта индустрия аутсорсинга получает выгоду от хорошо образованной массы людей - большинство из них учились в университете и свободно говорят по-французски, который они изучали еще в школе, через интернет или на курсах Institut Francais. Этот институт для введения во французский язык и культуру, созданный в 1883 году, изначально был предназначен для распространения имперской власти через язык на колонизированное население. Бывшие колонии, имеющие лингвистические и культурные связи со странами, которые раньше держали власть, теперь поставляют им бизнес-услуги.