Найти тему

Как использовать ДРУГИЕ слова и тактики в общении с детьми, чтобы получить нужный результат. Часть 1

Изображение создано автором
Изображение создано автором

Ребенок не слушается родителей. Знакомая ситуация, правда? А кто сказал, что ребенок обязательно должен нас слушаться? Просто потому, что мы так хотим? Вспомним себя в детстве – мы что же, прямо так сразу выполняли всё, что говорили нам родители? Давайте не будем никого обманывать – не всегда так было и у нас с вами.

Даже в общении со взрослыми так бывает – ты что-то говоришь другому человеку – а он ноль внимания. И вроде бы он взрослый уже и должен быть разумным, но это только наша иллюзия, что все обязаны нас слышать и слушать. На самом деле у каждого свои заморочки, свои дела в тот момент, когда мы к кому-то обращаемся. А уж у детей и подавно. Так что наивно думать, что дети будут нас слушать только потому, что мы так хотим. Эх, как было бы всё легко и просто, если бы только ребенок всегда слушался! Родителей, потом воспитателей, потом учителей, потом начальника, мужа или жену.… Постойте, кажется, что-то не так? Конечно, не так. Потому что так не бывает. Или очень редко бывает. Как говорится: фантастика – в соседнем отделе.

Так что же делать родителям? Пустить всё на самотек и пусть детишки творят что хотят? Ну, уж нет – мы же понимаем, что если так будет, то это повредит не только окружающему их миру, но подчас и им самим.

И как тогда быть? Запрещать, кричать, дергать, наказывать за малейшее непослушание? Нет, это не есть правильно. Тогда что же нам, родителям и бабушкам-дедушкам предпринять, если ребятня нас не слушается?

Без паники. Выход есть.

Один из самых действенных способов добиться от ребенка желаемого нами результата – сменить тактику. Кардинально. При этом не надо прилагать никаких титанических усилий.

Для этого очень помогает использование ДРУГИХ слов и приемов для достижения желаемой цели.

Вот несколько таких примеров. С моими детьми и внуками очень помогали и помогают. Наверняка поможет и вам.

Пример 1. Как мы обычно обращаемся к детям, когда хотим, чтобы они нас слушали? Правильно, раздраженно-командным способом. «Пошли скорее, мы опаздываем! Сколько тебя ждать! Долго еще ты будешь возиться?!». Ну и прочее в том же духе.

Вариант другой, более продуктивный. В игровой манере сказать: «Давай побежим кто скорее. На старт, внимание… марш! Побежали!».

В результате мы добиваемся того, чего хотим. Только без капризов, скандалов и слез.

Пример 2. В комнате ребенка или в его игровой зоне полный кавардак. Что мы при этом обычно говорим? Правильно… «Убери за собой! Сколько можно всё раскидывать?!» и прочее в том же духе. В результате – никакого результата, ноль внимания к нашим словам.

Вариант другой, более продуктивный. Спокойно произнести мечтательным голосом: «Эх, вот был бы ты волшебником… то наверняка мог бы наколдовать порядок на столе… А, может, ты волшебник? Если волшебник - быстренько убери и все в это поверят». Или как вариант: «А давай уберем всё вместе. Кто быстрее – тот и выиграл!». И, конечно же, подыграть ребенку, чтобы он убрался первым. И отпраздновать это как-нибудь, поощрить за достижение.

Еще один вариант. Вместо привычно-нудного: «Сколько раз повторять!»
сказать таинственно-заговорщицким шепотом: «Раз-два-три, передаю секретную информацию… Повторите, как слышали… Прием…».

И снова в результате мы добиваемся того, чего хотим. Только без капризов, скандалов и слез.

Кстати, если ребенок что-то сделал не так, но это не угрожает окружающим и ему самому – ничего страшного. Не надо делать из этого трагедию. Без проблем ни один ребенок еще не вырос. Ими он и преодолевает посильные трудности и растет. А как иначе?

Я говорю здесь о том, что является настоящей, большой проблемой, а не житейской мелочью, без которой жизнь не обходится.

Фото автора
Фото автора

Пример 3. Мы заняты чем-то важным, а ребенок нас отвлекает. Обычно мы говорим: «Не мешай! Видишь – я занят!».

Вариант другой, более продуктивный.
Сказать: «Слушай, знаешь что я придумал? Иди, поиграй немного сам. А когда я скоро освобожусь, мы устроим такой праздник! Что ты хочешь, чтобы мы потом сделали?».

Приимер 4. Ребенок выбегает на дорогу. Обычно мы как поступаем? «Немедленно уйди с дороги! Сколько раз тебе говорить?! Не будешь слушаться – немедленно пойдем домой!»

Вариант другой, более продуктивный. Применить схему «Подойди – посмотри – послушай – дай обратную связь».

Что это за схема и как ее применить?

А. Подойди.

Спокойно позвать ребенка, попросить, чтобы он к вам подошел. Бесполезно пытаться что-то объяснить, когда ребенок далеко, смотрит не в вашу сторону и т.д.

Б. Посмотри.

Создать зрительный контакт. Постарайтесь сделать так, чтобы ваши глаза были примерно на одном уровне. Для этого можно присесть самому или взять ребенка на руки, посадить напротив. Если взгляд ребенка не направлен на вас, а блуждает по разным сторонам, то спокойно скажите: «Посмотри на меня».

В. Послушай.

Когда зрительный контакт установлен и ребенок смотрит на вас, то он уже готов вас слушать. Спокойно объясните ему, что вы от него хотите и почему. Чем младше ребенок, тем больше задействуйте в объяснении образы и чувства. Сделайте объяснения похожими на сказку, а не нравоучения. Например: «Видишь, там – дорога. По ней ездят машины. Знаешь, как они ездят? Правильно – быстро. И поэтому могут не успеть остановиться, когда ты выбежишь на дорогу. А если машина на тебя наедет, то тебе будет очень больно. Я тебя очень люблю и за тебя волнуюсь, я не хочу, чтобы тебе было больно».

Г. Дай обратную связь.

«Давай, пожалуйста, ты не будешь выбегать на дорогу, хорошо? А то может произойти беда. Ты меня понял, правда?». И дождаться ответа.

Вывод.

Удивительно, что стоит заменить привычные замечания новыми словами и новой тактикой и меняется всё — интонация, ваше настроение, реакция ребенка. А все потому, что вы стали вести себя по-другому.

Сложно? Не исключено. А кто нам сказал, что воспитание детей это просто? Нам никто этого не обещал. Кстати, мы воспитываем не только детей, но и они воспитывают нас. И слышат только тогда, когда мы поступаем спокойно, умно и можем до них достучаться.

Ребёнок не рождается плохим. Он просто ведёт себя так, как ему позволено родителями. И во многом копирует их. И этим он тоже их воспитывает. А как мы хотели? Чтобы было всё просто и по мановению волшебной палочки? Но мы же взрослые и понимаем, что так не бывает. Или мы так и не стали взрослыми и верим, что всё будет происходить автоматически просто потому, что мы так хотим? Ну, тогда и детей не надо было заводить, потому как мы еще сами не вышли из детского возраста.

Вот такие дела.

Кстати, есть и еще некоторые подобные и весьма эффективные способы решить сложные проблемы воспитания детей. Но о них как-нибудь в другой раз.

Ну, вот пока и всё на сегодня.

Надеюсь, что вы прочитали эту публикацию с пользой для себя.

Приглашаю вас на свой канал, где уже есть и еще будет много всего полезного для души, сердца и ума. Уверен – здесь вы обязательно найдете себе что-нибудь по вкусу и не зря потратите время.

На этом смею закончить и откланяться.

Текст и фото автора канала
Текст и фото автора канала

Подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, оставляйте комментарии и заглядывайте на огонек. А я постараюсь сделать всё возможное, чтобы вы получили от моих публикаций максимальную пользу и удовольствие.