Операторы мобильной связи понесут убытки в размере $1,3 млрд. в течение 2023-2027 годов из-за распространения технологии Flash Calling, прогнозирует аналитическое агентство Juniper Research.
Это новая технология авторизации, которую различные онлайн-сервисы используют вместо привычных SMS. Если раньше они присылали SMS с одноразовыми паролями, то теперь звонят, а в качестве пароля используются последние несколько цифр номера телефона, с которого приходит звонок. Приложения сами распознают такие коды, если имеют доступ к списку вызовов на смартфоне.
На рынке существует 6 крупных поставщиков решений для Flash Calling: Infobip, Mobikl, Route Mobile, Sinch, TMT Analysis и VOX Solutions.
При этом операторы не получают никакой выручки от таких звонков: смысл технологии в том, чтобы номер только отобразился в списке пропущенных вызовов; то есть, посылка вызова длится доли секунды, ответа не происходит, так что звонок не тарифицируется, хотя, конечно же, создаёт нагрузку на сети операторов.
При этом операторы теряют выручку от SMS-трафика, потому что Flash-звонки становятся у OTT-сервисов основным каналом авторизации. И причина в этом одна – не будем называть её жадностью операторов, а назовём желанием увеличивать выручку от услуги доставки SMS-сообщений. Напомним, что ещё в начале 2010-х годов SMS стоили несколько копеек, а операторы были обязаны доставлять все сообщения, адресованные абоненту. Это стало причиной массового распространения SMS-спама, который победили административными методами: в 2013 году на законодательном уровне обязательство доставки всех SMS отменили, и операторы технически ограничили возможность массовых SMS-рассылок из других сетей – в основном спам слали через SMSC мелких региональных операторов, для которых это стало основной статьёй доходов.
Для недопущения спама операторы значительно подняли стоимость SMS, в итоге получилось, что отправить сообщение стало возможным либо дорого (от 2 рублей за сообщение), либо никак. Спам по этой причине исчез, а больше всего пострадали банки, которые с тех пор только повышали и повышали тарифы на SMS-оповещения. Сегодня это стоит уже до 199 рублей в месяц. А запуск MVNO крупными банками – это в том числе способ сэкономить на SMS, потому что когда у тебя собственный оператор и SMSC, то ты уже не платишь принимающему оператору по 2 рубля.
У кого нет MVNO – переходят на Push-уведомления в приложениях, однако для авторизации пуши не подходят: нужно же сначала в приложение как-то войти, и тут Flash-звонки стали прямо-таки панацеей. Пока.
Дело в том, что с Flash-звонками операторы планируют неистово бороться. И есть в 2023 году 90% таких звонков не будут обнаружены операторами, то к 2026-году обнаруживаться будет 45% Flash-звонков, прогнозирует Juniper Research. Для этого уже сейчас на рынке появилось несколько решений для обнаружения Flash-звонков, которые позволяют подобные вызовы либо блокировать, либо тарифицировать. Пока большинство операторов планируют не блокировать, а именно тарифицировать, и выручка от Flash-звонков к 2027 году достигнет $450 млн. ежегодно против $2,5 млн в 2023 году – это будет первый год, когда нынешний негативный тренд станет позитивным.
Что характерно, российские операторы ближе всего к определению Flash-звонков благодаря внедрённой системе борьбы с подменными номерами. Дело в том, что Flash-звонок технологически близок к звонку с подменного номера – в обоих случаях цифры, которые отобразятся на экране вызываемого абонента, не являются существующим абонентским номером, а программно генерируются на шлюзе IP-телефонии. В протоколе сигнализации ОКС-7, на базе которого работают цифровые телефонные сети, не предусмотрено верификации передаваемого номера. Поэтому сейчас эту верификацию внедряют дополнительно при помощи специально разработанных платформ: при поступлении входящего вызова происходит проверка, действительно ли абонент с этим номером сейчас совершает звонок.
Впрочем, платформы Flash Calling такую авторизацию смогут теоретически производить, потому что звонок в данном случае действительно существует.