Найти в Дзене
Hyundai XTeer

От замены до замены: как понять, на сколько хватит ресурса моторного масла. ЧАСТЬ 2

Оглавление

Какой интервал замены моторного масла рекомендуют автопроизводители в инструкциях к своим машинам и как они его высчитывают? Мы коснулись этого вопроса в прошлой публикации и, в контексте поднятой темы, упомянули о существовании одного «любительского» метода подсчёта межсервисного интервала, о котором многие наши подписчики, скорее всего, раньше слышали. Речь про метод подсчёта пробега в моточасах. Давайте посмотрим, в чём он состоит и реально ли с его помощью узнать, в какой момент точно пора менять масло в моторе.

Пробег на месте 

На самом деле, метод не новый: для сельскохозяйственной и строительной техники он используется достаточно давно. Двигатель условного экскаватора много и тяжело работает, в то время как сам экскаватор в пространстве перемещается, как правило, мало. Поэтому и пробег для таких машин придумали считать не километрами, а моточасами — единицах измерения фактически отработанного двигателем времени с учётом среднего количества оборотов коленвала.  

Сверхмощный двигатель этого бульдозера совершает огромную работу, в то время как сама машина, по факту, никуда не едет. Фото: Foursquare.com
Сверхмощный двигатель этого бульдозера совершает огромную работу, в то время как сама машина, по факту, никуда не едет. Фото: Foursquare.com

Чтобы считать моточасы с высокой точностью, на двигатели современных высоконагруженных машин производители помещают специальный датчик, а то и не один. Датчики считают обороты коленвала, бортовой компьютер анализирует данные, а затем выводит их на приборную панель. Таким образом, сигнал о том, что пора менять масло, приходит к водителю непосредственно из двигателя.

Аналогичное оснащение имеется и у некоторых современных моделей пассажирских автомобилей – например, во внедорожниках, оснащённых дизельными двигателями с турбонаддувом (опять же, далеко не во всех всех). В силу особенностей конструкции таких ДВС, масло в них по умолчанию работает в тяжелых условиях, поэтому за его состоянием следит датчик, а владельцу только и остаётся, что вовремя осуществлять ТО. 

Основной же массе автовладельцев такая опция по умолчанию не предлагается: в большинстве современных легковых авто (не говоря уже о моделях старших поколений) никаких датчиков и счётчиков моточасов не стоит. Между тем, в тяжёлых условия «трудятся» (причём, ежедневно и круглый год) почти все машины в городах с плотным движением. И вот что придумали опытные водители в стремлении как-то решить для себя вопрос наиболее точного подсчёта оптимального интервала от замены до замены масла моторного... 

Чисто арифметически

Если верить интернет-инструкциям, существует способ высчитать моточасовой пробег фактически «на пальцах». За основной параметр для расчёта берётся средняя скорость авто на протяжении заданного пробега (если, конечно, в машине имеется бортовой компьютер, собирающий такого рода данные). Считать следует по формуле:

М = P/S

где М – это наша неизвестная, которая указывает на фактическое количество моточасов, которое уже отработало масло. Р – количество километров, которое мы уже проехали на залитом моторном масле, а S – средняя скорость авто за этот промежуток. 

Например, мы залили в мотор неплохое, как нам кажется, синтетическое масло и рассчитываем проехать на нем 10 000 км. Мы уже проехали 8000 км и тут решили проверить, с какой же средней скоростью мы это сделали. Посмотрели статистику бортового компьютера и обнаружили, что скорости той было всего 30 км в час, поскольку мы находимся в Москве и постоянно стоим в пробках. Следуя формуле, делим имеющиеся 8000 км на 30 и получаем 266 моточасов. 

Средняя скорость автомобилей, на которых ездят по городу москвичи, часто не превышает 30 км/ч. Это даже у тех водителей, которые стараются разумно выбирать время и направление своих поездок!
Средняя скорость автомобилей, на которых ездят по городу москвичи, часто не превышает 30 км/ч. Это даже у тех водителей, которые стараются разумно выбирать время и направление своих поездок!

А теперь самое интересное. Что мы знаем о рабочем ресурсе самих моторных масел в моточасах? С чем мы должны сопоставить полученную цифру, чтобы понять, пора ли нам уже менять масло – или его ресурс позволяет повременить? Этих данных нет в инструкциях к автомобилям, не встретить их и на официальных сайтах производителей смазочных материалов. В технической документации на моторные масла таких цифр тоже нет. О чем это говорит? 

А говорит это о том, что ресурс масла – это никакая не константа! В первой части статьи мы перечислили с десяток факторов, которые могут влиять на старение смазки в моторе. И внимательный читатель мог заметить, что все они связаны только с особенностями работы ДВС. То есть, само понятие ресурса моторного масла возникает лишь в тот момент, когда масло попадает внутрь машины, а не тогда, когда оно попадает в канистру с надписью Synthetic, Semisynthetic и т.д.

Мы не можем говорить о каком-либо ресурсе в отношении синтетических или же полусинтетических масел, чем грешат многие сетевые авторы. В масломоторной науке вообще нет такого деления! Качество всех современных масел оценивается в соответствии с классификациями API, ACEA и допускам автопроизводителей. При этом масла новейшей категории API SP могут быть как синтетическими, так и минеральными, и каждое из них прошло серию испытаний, в полной мере удовлетворяет требованиям допуска API SP и рассчитано на 15 000 км в спокойном режиме езды и на 7500 км, если мотор работает в сложных условиях. 

Получается, описанный нами просчет интервала замены масла в моторе «на пальцах» априори не может быть точным, потому как ресурс моторного масла – величина, зависящая от целого ряда факторов, которые нельзя учесть, используя формулу с тремя переменными. Конкретных показателей можно добиться лишь путем продолжительного тестирования масел в двигателях, чем и занимаются автопроизводители, прежде чем составлять рекомендации для автовладельцев. Вся прочая арифметика может служить автолюбителям «моральной опорой», но доверять ей как научному методу стоит едва ли.