Стихотворение Я. Акима начинается с того, что девочка Майка в теплый весенний день выходит во двор и видит, что девочка постарше играет в мяч так, что интересно смотреть. Майка сказала девочке постарше, что хочет присоединиться, но та сказала важно: "Куда тебе, мала!".
Майка расстроилась и пошла играть в песок. Стала лепить песочные фигуры в виде булок, блинов и пр. А когда приноровилась, то все вокруг были удивлены.
И тут приходит та самая девочка с мячом. Ей тоже стало интересно, и теперь уже она просит дать возможность присоединиться.
Но маленькая Майка -
Даром что мала -
Девчонке-задаваке
Такой ответ дала:
- Нет, для нашего песка
Ты, пожалуй, велика!
Казалось бы, это всего лишь стихотворение для дошкольников. Но какой глубокий смысл в нем таится! Во-первых, маленькая Майка быстро преодолела расстройство. А, во-вторых, вместо того чтобы тратить силы на попытки копировать игру той девочки, начала другую игру и преуспела в ней. Поняла на детском или даже на инстинктивном уровне, что не стоит пытаться "догнать и перегнать", тратя силы и переживая, что та все равно впереди (скорее всего, пока Майка пыталась бы хотя бы сравняться с девочкой постарше в мастерстве, та придумает новые трюки), лучше преуспеть в том, что у нее (у Майки) хорошо получается - так сказать, "дать асимметричный ответ". Да, не всегда так получается, есть ситуации, когда лучше "догнать и перегнать". Но сколько было случаев, когда великие прорывы в разных областях совершались именно тогда, когда люди поступали подобно маленькой Майке. И сколько было неудач и разочарований, когда при шансах на асимметричный ответ прибегали к той же стратегии "догнать и перегнать", а вместо создания своего образа Будущего пытались стать частью чужого...
А тем временем маленькая Майка, не зная всего этого, лепила все лучше и лучше...Хорошо бы, если бы выводы из произошедшего теплым весенним днем события она пронесла и дальше по жизни.