С 1901 года начинают активно появляться новые режиссёры - кто-то из них снимал ранее, но мало и/или малоинтересно, кто-то проявился впервые. Поэтому я решил подборки за 1901 год делать по режиссёрам, немного рассказывая о тех, о ком раньше ничего еще не писал.
Фернан Зекка (Ferdinand Zecca)
Он родился в 1864 году в Париже, работал в компании "Пате" со звукозаписью - начитывал на валики речи политиков и проповеди, был завпостом в театре, выступал в мюзик-холле. Однажды Шарль Пате попросил его исполнить несколько номеров на камеру. С этого и начался кинематографический путь Зекка.
Как и многие, поначалу он просто переснимал чужие сюжеты, но далее были и оригинальные работы. В целом, про ранние картины Фернана нельзя сказать с точностью - оригинальны ои или являются ремейками, так как в целом из тех старых фильмов сохранилось совсем немного. Но то, что представлено в данной подборке, даже если и ремейки, то с явным отпечатком собственного стиля режиссёра.
С 1905 года Зекка уже генеральный директор "Пате", осуществляющий художественное руководство, а с 1914 полностью переходит на административную деятельность, прекратив как снимать, так и выступать в качестве продюсера.
Освоение воздуха / À la conquête de l'air (Франция)
Режиссёр Фернан Зекка
Зарисовка в стиле стимпанк; если честно, то выглядит вот прямо как современная стилизация. И тут надо сказать, что "Освоение воздуха", а вовсе не "Тайна острова Бэк-кап" является первым стимпанком в кинематографе.
История одного преступления / Histoire d’un crime (Франция)
Режиссёр Фернан Зекка
Считается наиболее значительным фильмом Зекка; состоит из нескольких картин - грабёж и убийство банкира, арест в кафе, сны о прошлой жизни, подготовка к казни и собственно казнь. Великолепно, на мой взгляд, сделан эпизод прохода к гильотине: хотя зритель уже знает, что помилования преступнику не будет, открывающийся вид на гильотину заставляет слегка вздрогнуть.
Через замочную скважину / Par le trou de la serrure (Франция)
Режиссёр Фернан Зекка. Другой перевод - "Что видно в замочную скважину".
Навеяно работами Смита с крупными планами ("Что видно в телескоп", "Бабушкина лупа"), но является не прямым ремейком, а использованием приёма.
Второй фильм, лёгший в основу работы Зекка (американский "Peeping Tom" ("Подглядывающий Том"), компания "Мутаскоп и Байограф"), не сохранился, а потому мы не можем судить - сколько тут заимствований. При любом раскладе здесь есть кое-что собственное от Фернана, и это "что-то" - мягкий юмор, который прослеживается и в других картинах.
Служащий отеля подсматривает в замочную скважину за постояльцами.
Подводная драма / Un drame au fond de la mer (Франция)
Режиссёр Фернан Зекка
А здесь отсылка к "Водолазам за работой" (Мельес, 1898 год). Кинематографически сделано проще - нет даже попытки визуальной имитации нахождения под водой, но сюжет изменен, и невольно улыбаешься, наблюдая не за серьезными водолазами, делающими свое дело, а за... ну, скажем, мародёрами :)
Все публикации об истории кино